В РСПП обсудили логистику международной торговли агропромышленного комплекса

© Комитет по международному сотрудничеству

Обложка новости

27 августа 2019 года в РСПП состоялось заседание подкомитета по транспорту и логистике Комитета РСПП по международному сотрудничеству по теме: «Логистика международной торговли агропромышленного комплекса» при участии членов подкомитета по сельскому хозяйству, водным и лесным ресурсам и Комиссии РСПП по АПК, а также представителей научно-исследовательских институтов и образовательных учреждений, руководителей высшего и среднего звена транспортно-логистических компаний агропромышленного комплекса.

Заседание открыл Председатель подкомитета О.Н. Дунаев, который определил цели и задачи заседания, проблемы, стоящие перед логистикой в сфере международной торговли агропромышленного комплекса, подходы к цифровой трансформации бизнес-процессов в агрологистике.

С.Р. Красильников, Вице-президент РСПП, Управляющий директор по международному сотрудничеству, проинформировал участников заседания о подписании Меморандума по созданию Ассоциации бизнеса Северо-Восточной Азии (22.08.2019), членами которого стали крупнейшие объединения бизнеса России, Китая, Республики Корея и Монголии. Ассоциация открыта для участия бизнеса из других стран региона, таких как Япония и КНДР, а также для партнеров за его пределами; участники заседания приглашаются к сотрудничеству.

И.Н. Рыкова, Руководитель Центра отраслевой экономики Научно-исследовательского института Минфина России (НИФИ Минфина России), выступила с основным докладом по теме: «Элементы Концепции создания транспортно-логистической системы экспорта и импорта сельскохозяйственной продукции в России и странах ЕАЭС». В докладе выделены итоги анти- санкционной политики России (эмбарго) в отношении сельскохозяйственных и продовольственных товаров за период 2014-2018 годы, обоснованы проблемные вопросы экспорта сельскохозяйственной и продовольственной продукции, показаны особенности действия Федерального проекта «Экспорт продукции АПК», предложены решения по развитию экспорта сельскохозяйственных и продовольственных товаров, поставлены задачи по развитию базовой инфраструктуры агрологистики для внешнеэкономической деятельности - развитие сети оптово-распределительных центров (ОРЦ). Ключевыми проблемами в развитии сети ОРЦ являются: дефицит мощностей, слабое структурирование рынка, несформированная государственная политика, отсутствие единой системы взаимодействия органов государственной власти по развитию сети ОРЦ. Несмотря на участие Правительства РФ, Минсельхоза РФ, государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ», Минэкономразвития РФ, Министерства по делам Северного Кавказа, Евразийской экономической комиссии, Банка России в сфере развития федеральной сети ОРЦ, актуальной задачей является создание единой координации по выстраиванию современной архитектуры системы ОРЦ.

В.В. Клементьев, Генеральный директор ООО «ГК Технологии Трейдинга» (агротрейдинговая площадка «Prod.Center»), представил участникам заседания Агро-трейдинговую платформу Prod.Center (Agroworld.trade), крупнейшую электронную трейдинговую платформу по торговле агропродукцией в среднем и крупном опте в России. Докладчик рассказал о механике торгов на примере Selatino.ru, FishFrom.net, о совместном проекте с RCAF-Food4China.ru. В качестве основных проблем в агрологистике, возникающих при организации онлайн-торговли агропродукцией, докладчик назвал следующие: отсутствие отраслевого классификатора, позволяющего точно описать товар, его параметры, свойства и параметры упаковки, отсутствие удобных инструментов расчета логистических услуг, отсутствие удобных инструментов расчета таможенных услуг и отсутствие возможности автоматически получать информацию о фито-санитарных и ветеринарных разрешениях на экспорт агропродукции.

А.Г. Кириллова, Руководитель проекта по развитию экспортной логистики АО «Российский экспортный центр» в докладе по теме: «Развитие агрологистики на маршрутах экспортных коридоров» рассказала о федеральном проекте «Экспорт продукции АПК», целью которого является увеличение экспорта продукции АПК на $24 млрд. (всего $45 млрд. к 2024 году), о ключевых задачах проекта и ожидаемых результатах. В качестве основных проблемных зон транспортной инфраструктуры были названы: нехватка имеющихся пропускных мощностей для обслуживания грузопотока на пунктах пропуска, ненадлежащее состояние автодорожной инфраструктуры на подходах к ним. Интерес у участников заседания вызвал вопрос об основных направлениях экспорта АПК. По мнению РЭЦ, в 2024 году основная нагрузка ляжет: 1) на морские пункты пропуска Владивостока (+9,5 млн. тонн), Тамани (+3.6 млн. тонн), Усть-Луги (+3,3 млн. тонн), Новороссийска (+2,5 млн. тонн); 2) на железнодорожные пункты пропуска Наушки (+0,7 млн. тонн), Благовещенск (+0,6 млн. тонн), Забайкальск (+0,5 млн. тонн), Пограничный (+0,4 млн. тонн).

О.В. Ухов, Директор Московского представительства Российско-китайского центра АНО РКЦ по Уралу и Сибири сделал презентацию Логистического Агрохаба «Карталинский Оптово-распределительный Центр», подчеркнув важность Урала в сотрудничестве с китайскими партнерами в сфере международной торговли и обеспечения качественной агрологистики.

В дискуссии с предложениями управленческих решений, направленных на развитие логистики в международной торговле российского агропромышленного комплекса, механизмов развития экспорта компаний стран ЕАЭС выступили: Зворыкина Ю.В., Директор АНО «Институт исследований и экспертизы Внешэкономбанка», Закускин А.А., Директор по взаимодействию с государственными органами Холдинга «РосАгроМаркет», Александров Р.В., Директор Департамента международного сотрудничества Министерства транспорта РФ, Губина Т.Д, Руководитель Аппарата Союза участников рынка картофеля и овощей (Картофельный союз), Синев М.Ю., Президент Ассоциации операторов рефрижераторного подвижного состава (АСОРПС), Коробовцев В.Д., Директор направления по региональному сотрудничеству Союза Транспортников России.

Участники дискуссии отметили разрозненность и отсутствие унифицированных мер государственной поддержки по развитию платформенных бизнесов в сфере международной агрологистики; создание оптово-распределительных центров в России не носит системного характера, а задачи органов исполнительной власти по контролю, регулированию и развитию ОРЦ размыты и дублируют друг друга, вызывая дополнительные бюджетные расходы и способствуя росту неэффективного использования функционирования агропромышленного комплекса

По итогам дискуссии участники приняли Резолюцию, отметив продуктивность обсуждения и целесообразность использования в дальнейшем площадки подкомитета по транспорту и логистике для выработки совместных решений по реализации Национального проекта «Международная кооперация и экспорт», Федерального проекта «Логистика международной торговли». Высказали предложение сформировать Консультативный Совет по агрологистике для объединения усилий бизнес-организаций, государственных, научных, общественных организаций в целях активизации цифровой трансформации бизнес-процессов агрологистики, развития сетевого взаимодействия в международной торговле агропромышленного комплекса на экономическом пространстве стран ЕАЭС в сопряжении с проектом «Один пояс, Один путь». 

Материалы
А.Г.Белов, Руководитель направления экспорта и логистики ANO RCC в регионах Урала и Сибири, PDF (1 МБ) В.В.Клементьев, Генеральный директор ООО «ГК Технологии Трейдинга, PDF (2 МБ) И.Н.Рыкова, Рководитель Центра отраслевой экономики НИФИ Минфина России, PPTX (3 МБ) А.Г.Кириллова, Руководитель проекта по развитию экспортной логистики ГК «Российский экспортный центр», PPTX (2 МБ)
Поделитесь