По итогам обсуждения все предложения будут обобщены и направлены в Госдуму, Правительство и Банк России. Также РСПП подведет итоги и направит в органы законодательной и исполнительной власти России и ЦБ РФ отчет по опросу «Расчеты с участием российских компаний: оценка и повышение эффективности».
26 апреля 2022 года в комбинированном формате прошло расширенное заседание комиссии РСПП по банкам и банковской деятельности на тему: «О мерах по повышению эффективности расчетов с участием российских компаний».
Вел заседание сопредседатель комиссии, вице-президент по финансовой политике и развитию секторов экономики РСПП Александр Мурычев. Открывая заседание, он отметил особое значение расчетов и платежной индустрии для экономики, без их эффективного функционирования и развития невозможно осуществление как внешнеэкономических отношений, так и внутрироссийских хозяйственных связей.
В начале марта РСПП направлял ряд предложений по мерам в сфере расчетов и смежных с ними вопросов, на которые, в основном, была получена положительная реакция, некоторые из них находятся в проработке и обсуждении на различных уровнях в правительстве и Банке России. Среди предложений, например, были:
- обеспечение функционирования системы передачи финансовых сообщений в международных операциях с участием российских компаний как минимум в рамках ЕАЭС, Китая и других стран-членов BRICS (механизмы, альтернативные SWIFT);
- подготовка предложений по созданию валютной зоны с участием России, государств - членов ЕАЭС, Китая, других стран с введением цифровой валюты, привязанной к корзине валют и (или) золоту;
- реализация на базе карты «МИР» и Системы быстрых платежей механизмов осуществления розничных платежей в пользу организаций с комиссией не более 1%;
- сформировать механизмы поддержки российских поставщиков платежных приложений;
- обеспечить скорейшее принятие законодательства о небанковских поставщиках платежных услуг с учетом предложений РСПП;
- сформировать на базе создаваемой Банком России платформы «Знай своего клиента» инструментария, позволяющего предоставлять документы и анкеты по унифицированной форме единожды, а не в каждый банк отдельно осуществлять обмен документами и информацией в цифровом формате;
- обеспечить возможности осуществления операций на российских площадках иностранных лиц (с их идентификацией в удаленном режиме), а также возможность осуществления через российскую инфраструктуру операций на российских и зарубежных площадках российскими лицами с их идентификацией в удаленном режиме;
- внедрить и расширить использования цифрового рубля.
Вместе с тем, подчеркнул Александр Мурычев, время идет, появляются пути решения актуальных вопросов в сфере платежей и расчетов, также возникают новые проблемы, которые требуют своих решений. Поэтому управление финансовой политики и финансовых рынков РСПП подготовило и запустило новый опрос в сфере расчетов. Пришло уже более ста анкет. По результатам первичной обработки можно говорить о следующих тенденциях:
- российская платежная индустрия показала себя достаточно стабильно - компании не чувствуют проблем на стороне российской платежной индустрии;
- ключевые проблемы связываются с трансграничными расчетами;
- корпорации чувствуют проблемы, но для их решения склоняются к традиционным инструментам (платежным поручениям), практически полностью игнорируя цифровые механизмы и даже аккредитивы;
- корпорациями недостаточно ещё осознаётся потенциал цифрового инструментария;
- во внешней торговле компании предпочитают перейти на российский рубль, существенно упал интерес к евро, чуть меньше к доллару;
- по географии рынка достаточно ожидаемо, что компаниям наиболее интересны Китай, Индия, Турция.
Александр Мурычев считает, что для выработки и реализации предложений в платежной сфере нужна консолидированная позиция на основе баланса интересов всех ключевых сегментов рынка платежей и расчетов:
- пользователей (корпораций),
- поставщиков платежных услуг (банков и платежных посредников),
- разработчиков платежных решений.
Площадка РСПП может дать возможность для такой координации, необходимой не только для выработки сбалансированных предложений, но и обеспечения такой же сбалансированной позиции по предлагаемым инициативам. Александр Мурычев привел пример по внесенному в Думу законопроекту об ограничении комиссионного вознаграждения кредитной организации при розничной покупке товаров. Насколько такое ценовое регулирование приемлемо в принципе, в платежной индустрии, в частности? Почему мы предпочитаем для недопущения перекосов в других отраслях не вводить ценового регулирования, а реализовывать инструменты субсидирования, а здесь все-таки возникают идеи ценового регулирования.
«Думаю нужно высказаться по поводу таких инициатив однозначно, и мы ждем от участников заседания предложений, в том числе, в этой части», - сказал Александр Мурычев.
Он также проинформировал, что поступающие в ходе опроса предложения и вопросы валютного регулирования и валютного контроля в ближайшее время будут обсуждаться на заседании профильной подкомиссии по валютной политике и валютному контролю комиссии РСПП по банкам и банковской деятельности.
Вице-президент РСПП отметил касательно реализации стратегии развития НПС на 2021–2023 годы необходимость провести работу по переоценке приоритетов и возможно прямо ввести направления, которые позволят обеспечить суверенность российской НПС во взаимодействии с платежными системами зарубежных стран. Как это было сделано в Стратегии развития НПС 2013 года, которая предусмотрела положения позволившие подготовить, а затем и реализовать при возникновении крайней необходимости проект создания Национальной системы платежных карт.
«Считаю, что если бы это не было сделано, сейчас мы столкнулись бы с огромными трудностями и даже социальными потрясениями», - подчеркнул Александр Мурычев.
С обзором предварительных итогов проходящего в настоящее время опроса «Расчеты с участием российских компаний: оценка и повышение эффективности», который планируется завершить в середине мая 2022 года, выступил управляющий директор управления финансовой политики и финансовых рынков РСПП Андрей Лисицын. Он отметил, что опрос идет достаточно активно (получено уже более 100 анкет) и показывает, что основные барьеры в расчетах компаний, возникают в рамках внешнеторговой деятельности – отметили более 55% компаний. С барьерами во внутренних расчетах сталкиваются чуть больше 10% компаний. Более 60% компаний (на текущий момент) указывают, что барьеры при осуществлении внешней экономической деятельности российскими компаниями влияют, прежде всего, на увеличение сроков проведения платежей (вплоть до полной неопределенности со сроками или даже полной остановки платежа). При этом барьеры при осуществлении расчетов российскими компаниями в настоящее время связаны, прежде всего, (около 75% компаний указали эти факторы) со следующим:
- санкционные ограничения третьих стран;
- отключение российских финансовых и нефинансовых организаций от международных систем передачи финансовых сообщений (SWIFT);
- исключение находящихся под санкциями российских банков из корреспондентских отношений (отказы в проведении операций, блокировка, расторжение договоров, отказы в заключении договоров и т.п.).
В качестве ключевых мер, которые по мнению компаний необходимо предпринять для снижения барьеров при осуществлении внутрироссийских расчетов российскими компаниями около 55% компаний выделили, в частности:
- снижение регуляторной нагрузки в России в сфере налогового контроля;
- ценовую и продуктовую конкуренцию за счёт развития сервисов Банка России (система быстрых платежей, карта «МИР»);
- расширение информирования о механизмах, формах, способах и инструментах осуществления внутрироссийских расчетов, включая цифровизации.
Более 60% компаний в качестве мер, которые необходимо предпринять для снижения барьеров при осуществлении трансграничных расчетов, выделили:
- развитие санкционноустойчивых трансграничных систем передачи финансовых сообщений (системы передачи финансовых сообщений Банка России);
- расширение корреспондентских отношений международных кредитно-финансовых институтов с банками третьих стран и с российскими банками;
- развитие инструментов денежного рынка в несанкционных валютах (то есть в валютах, отличных от валют стран, реализующих санкционную политику в отношении России или российских компаний).
Среди мер, которые сами компании предпринимают для снижения барьеров при осуществлении трансграничных расчетов, около 2/3 компаний выделили:
- изменение валюты контракта на российские рубли или на «несанкционные» валюты;
- изменение валюты расчетов на российские рубли или на «несанкционные» валюты.
Дополнил выступление Андрея Лисицына директор по развитию финансовых рынков управления финансовой политики и финансовых рынков РСПП Роман Фадеев. Он отметил, что многие компании, судя по предварительным результатам опроса, по всей видимости, надеются на быструю стабилизацию ситуации. Вместе с этим, компании отмечают, что некоторые контрагенты из тех стран, которые не присоединились к санкциям против России и российского бизнеса, пытаются воспользоваться общей нездоровой ситуацией и всячески уходят от исполнения своих договорных обязательств, ссылаясь на невозможность проведения платежей.
Роман Фадеев подчеркнул, что благодаря специальной форме, которую может заполнить любая организация, в том числе и не являющаяся членом РСПП, управление финансовой политики и финансовых рынков РСПП ведет постоянную работу по систематизации возникающих проблем, с которыми сталкиваются предприятия как в сфере расчетов, так и в сфере привлечения финансовых ресурсов.
В обсуждении вопросов, вынесенных на расширенное заседание комиссии, также принимали участие:
- Г.И. Худанов, менеджер АО «Северсталь Менеджмент»;
- Д.В. Шевченко, исполнительный директор Ассоциации факторинговых компаний;
- А.Г. Аксаков, председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку, председатель Совета Ассоциации банков России;
- А.Ю. Михайлишин, генеральный директор ООО «Цифровые платежи»; М.А. Блудян, первый вице-президент ОПОРЫ РОССИИ;
- М.А. Аграновская, управляющий партнер компании Град;
- М.А. Михайлова, исполнительный директор НПА; А.С.Обаева, председатель Правления НП «НПС»;
- Ю.А. Коптелов, член Совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике ТПП РФ;
- О.В. Ярыгина, советник председателя Правления Банк СКС;
- Е.А. Маркин, директор департамента электронного бизнеса Банк СКС.
По итогам обсуждения принято решение обобщить все поступившие предложения и направить их от РСПП в Госдуму, Правительство и Банк России. Управлению финансовой политики и финансовых рынков РСПП поручили подготовить окончательный отчет по опросу до 25 мая 2022 года для последующего его направления всем членам комиссии РСПП по банкам и банковской деятельности, а также в органы законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и Банк России.