Съезд РСПП 25 апреля 2024 года

В РСПП обсудили перспективы запуска конкурентного рынка электроэнергии и мощности на Дальнем Востоке и интеграции региона в ЕЭС России

изображение

13 декабря 2022 года в формате видеоконференции состоялось очередное заседание Комиссии РСПП по электроэнергетике под руководством члена Бюро Правления РСПП, председателя Комиссии Григория Березкина.

На заседании рассматривался вопрос: «Перспективы запуска конкурентного рынка электроэнергии и мощности на Дальнем Востоке и интеграции региона в ЕЭС России».

С докладами по вопросу выступили:

  • Андрей Максимов, директор департамента развития электроэнергетики Минэнерго РФ;
  • Олег Баркин, Член Правления - заместитель председателя Правления Ассоциации «НП Совет рынка»;
  • Дмитрий Васильев, начальник управления регулирования электроэнергетики ФАС России;
  • Александра Панина, председатель Наблюдательного Совета Ассоциации «Совет производителей энергии», член Правления, врио руководителя блока трейдинга ПАО «Интер РАО»;
  • Валерий Селезнев, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по энергетике;
  • Олег Клинков, директор по взаимодействию с потребителями - начальник департамента технологического развития ПАО «Федеральная сетевая компания - Россети»;
  • Степан Солженицын, генеральный директор ООО «Сибирская генерирующая компания»;
  • Василий Киселев, директор Ассоциации «НП Сообщество потребителей энергии»;
  • Владимир Тупикин, председатель Наблюдательного совета Ассоциации «НП Сообщество потребителей», директор по энергетике и ресурсообеспечению ООО «Сибур».

Дальний Восток обладает огромным индустриальным и экономическим потенциалом. Развитие восточных регионов является одной из приоритетных задач государства, особенно в текущей геополитической ситуации. Способствует развитию этих территорий и привлечению сюда инвестиций проводимая государственная политика, включающая создание исключительных для России льготных механизмов для бизнеса. Тем самым, растет потребление электрической энергии за счет создания новых производств, относящиеся к сферам нефте- и газохимии, к освоению новых угольных разрезов, к электрификации Восточного полигона Российских железных и другие. Очевидно, что для реализации столь масштабных планов критически важна надежная энергетическая инфраструктура. Требуется строительство новых и модернизация действующих генерирующих и сетевых мощностей, необходимо усиление межсистемных электрических связей.

Стоит отметить, что со времен начала запуска нового рынка электрической энергии и мощности в 2006 году были образованы 2 ценовые зоны (сюда относятся Европейская часть России и Сибирь), где торговля осуществляется на основе рыночных механизмов, и неценовые зоны, сюда относится Дальний Восток, – здесь реализация электроэнергии и мощности осуществляется по особым правилам и по регулируемым тарифам. Невозможность выстраивания рыночных отношений в неценовых зонах объяснялось наличием сетевых ограничений и отсутствием конкуренции между поставщиками электроэнергии. По общему мнению, регулируемая система ценообразования в электроэнергетике не способствует привлечению инвестиций в отрасль и может оказаться сдерживающим фактором в дальнейшем развитии региона.

На государственном уровне принято решение, что для осуществления модернизации энергетической инфраструктуры в регионе необходимо создание здесь механизмов конкурентного рыночного ценообразования по аналогии с механизмами, действующие в ценовых зонах рынка электрической энергии и мощности. Данная модель включает в себя:

  • Переходный период (с 1 ноября 2023 г.) - торговля по конкурентным ценам в отношении либерализованной части поставляемой электрической энергии и мощности. Обсуждаемые темпы либерализации:
    - 15% с ноября 2023 г.
    - 50% с июля 2024 г.
    - 100% с июля 2025 г.
  • Переход к целевой модели конкурентного рынка – не позднее 1 июля 2025 г.

Большинством участников заседания, Членами Комиссии, представителями потребителей электрической энергии высказана позиция, что необходимость создания конкурентного рынка электрической энергии и мощности в регионе давно назрела. Но указанные сроки, озвученные в модели, выглядят преждевременными. Во–первых, отсутствуют модельные расчеты ценовых последствий для потребителей от перехода в конкурентный энергорынок. Есть мнение, что рост цены на электрическую энергию из-за перехода может стать препятствием для дальнейшего развития бизнеса в регионе. Другим немаловажным фактором на текущий момент является отсутствие конкуренции среди поставщиков электрической энергии в регионе, а также наличие сетевых ограничений на переток электрической энергии.

По итогам заседания принято решение о продолжении работы Комиссии по этой теме. Участникам заседания было предложено направить замечания к предложенной модели в Комиссию. В будущем высказанные по итогам заседания позиции лягут в основу дальнейших обсуждений модели по выстраиванию рынка электрической энергии и мощности на Дальнем Востоке. Также принято решение о необходимости инициирования рассмотрения данного вопроса на Бюро Правления РСПП в первом квартале 2023 года для формирования позиции РСПП с учетом его важности для российского бизнеса.

Поделитесь