В РСПП обсудили поправки в налоговый кодекс РФ

© Комитет по налоговой политике

2 ноября 2010 года состоялось расширенное заседание Комитета РСПП по бюджетной и налоговой политике с участием Комитета РСПП по энергетической политике и энергоэффективности, посвященное внесению изменений в Налоговый кодекс РФ в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков.

На заседании был обсужден принятый Государственной Думой в первом чтении законопроект о консолидированной группе налогоплательщиков, общий анализ которого представил заместитель председателя Комитета по бюджетной и налоговой политике Андрей Тихоновский, отметивший необходимость снижения пороговых значений критериев соответствия требованиям закона, что позволит воспользоваться налоговой консолидацией более широкому кругу российских организаций.

Руководитель подкомитета по налогообложению в нефтегазовом комплексе Комитета РСПП по энергетической политике и энергоэффективности Владимир Васильев и его заместитель Марина Истратова, в свою очередь, проанализировали возможность применения законопроекта в рамках действующего законодательства и отметили ряд норм, механизм реализации которых в законопроекте отсутствует либо прописан недостаточно четко. В особенности, это касается ситуации предъявления претензий налоговых органов, неясен статус ответственного налогоплательщика группы, требует корректировки норма, запрещающая входить в консолидированную группу организациям, имеющим обособленные подразделения за рубежом.

Партнер компании «Эрнст энд Янг» Алексей Рябов в своем докладе проследил взаимосвязь концепции консолидированного налогоплательщика и нового налога на сверхприбыль, предлагаемого для новых лицензионных участков в рамках концепции реформирования налоговой системы нефтяной отрасли. Налог на сверхприбыль представляет из себя налог на добычу, который взимается не в зависимости от объемов добычи, а в зависимости от финансовых результатов от добычи нефти и газового конденсата. Введение этого налога в среднесрочной перспективе предлагается и возможно только для «новых» лицензионных участков.

Ответственный секретарь Комитета по бюджетной и налоговой политике Сергей Савченко рассмотрел законопроект о консолидированной группе налогоплательщиков в его связи с готовящимся к принятию законопроектом о налоговом контроле за трансфертным ценообразованием. Было отмечено, что использование этого механизма не позволит компаниям полностью исключить риски, которые возникнут при налоговом контроле цен сделок внутри группы лиц, поскольку участвовать в консолидации смогут лишь организации, имеющие долю участия в своих дочерних обществах не менее 90%. Другими инструментами снижения указанных рисков могут быть нормы законопроекта, посвященного налоговому контролю за трансфертным ценообразованием, о зеркальной корректировке налоговых обязательств, а также о соглашениях о совместном финансировании расходов.

В презентации генерального директора компании «Комэк-92» Владимира Соколинского был сделан акцент на преимуществах, которые получат организации, решившие создать консолидированную группу налогоплательщиков. Однако, учитывая имеющиеся риски, а также трудоемкость налогового учета в связи с принятием закона о налоговом контроле за трансфертным ценообразованием, появляются дополнительные стимулы для объединения холдинговых структур в единое юридическое лицо.

На заседании особое внимание было уделено зарубежной практике формирования консолидированных групп налогоплательщика. Представитель компании «Лойенс энд Луфф» Лилия Гончарова рассказала об опыте функционирования института консолидированного налогоплательщика в Нидерландах и отметила, что российский подход к консолидации, когда она происходит на этапе результата, представляется гораздо более сложным, чем подход, принятый в Нидерландах, где консолидируются балансы и налогоплательщиком выступает одно лицо.
По итогам заседания принято решение о создании рабочей группы для подготовки поправок к законопроекту о консолидированной группе налогоплательщиков для их внесения в Государственную Думу в рамках подготовки законопроекта ко второму чтению.

Комитет РСПП по бюджетной и налоговой политике
Комитет РСПП по энергетической политике и энергоэффективности

Поделитесь