В РСПП предложили варианты доработки законопроекта о локализации такси

Обложка новости

В рамках круглого стола Рабочей группы агрегаторов такси Комитета Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по цифровой экономике депутаты Государственной Думы, представители госорганов, агрегаторов такси, автопроизводителей и общественных организаций обсудили перспективы развития отрасли такси в контексте инициативы по локализации автомобилей.

Открывая дискуссию, Александр Шохин, президент РСПП, подчеркнул важность взвешенного подхода: «Наша задача – выработать последовательный путь к достижению того уровня локализации, который будет соответствовать требованиям. В этой связи перенос срока введения требований с 1 октября 2025 года на аналогичную дату 2026 года представляется разумным компромиссом. Он позволит сохранить общую концепцию стимулирования и одновременно предоставит возможность производителям, которые только встали на путь локализации, наладить производство необходимых комплектующих».

На важность развития конкурентной cреды как на один из факторов развития рынка автопроизводителей, обратил внимание вице-президент АО «АВТОВАЗ» Сергей Громак: «В этом процессе не должно быть монополии. Если в такси останется один производитель и не будет конкурентов, мы не сможем развиваться. Поэтому должны быть разумные требования по локализации, чтобы у таксистов был выбор из нескольких производителей и моделей автомобилей разных сегментов», - уверен Громак.  

«На рынке должно быть разнообразие, чтобы не только 1-2 производителя имели возможность поставлять свои автомобили, - поддержал коллегу Иван Душкин, замгендиректора по правовым вопросам ООО «ХАВЕЙЛ МОТОР МАНУФЭКЧУРИНГ РУС». - С одной стороны, мы поддерживаем подход, который предполагает участие локализованных авто на рынке. С другой, поддерживаем «АвтоВАЗ», указавший, что этот уровень должен быть разумным».

По мнению эксперта, поддержка необходима не только автоконцернам, но и предприятиям, которые изготавливают комплектующие изделия для отрасли: «Как автопроизводители, считаем невозможным одномоментно достигнуть высокого уровня локализации: сегодня в стране пока еще не производится необходимый объем компонентной базы, включая электронику, детали для двигателей, трансмиссии и т.д. Поэтому нужно очень осторожно подходить к таким требованиям».

Гендиректор ООО «Автотор Авто Холдинг» Евгений Петухов высказался о возможных негативных последствиях. В первую очередь, эксперт назвал риски перехода водителей и пассажиров такси в теневой сектор: «Если мы не дадим потребителю возможность выбора, то сами подтолкнем людей уйти в даркнет – в почтовые сервисы, в телеграм-каналы - и выведем их из правового поля, куда, наоборот, хотим всех пригласить».

Участники круглого стола отметили, что именно самозанятые водители, использующие личные автомобили, обеспечивают транспортную доступность в малых городах и сельской местности, где классическая модель таксопарков отсутствует. Необоснованные требования по локализации могут привести к массовому уходу перевозчиков с рынка, что негативно отразится на доступности услуг и уровне занятости в регионах, считает Николай Будуев, депутат Государственной Думы.

По данным опроса таксопарков, который провел Общественный совет по развитию такси, принудительный переход на отечественные автомобили может привести в некоторых регионах к уходу с рынка до 70% перевозчиков. Среди причин - высокие цены на сами машины и на их эксплуатацию.

На важность диалога таксопарков и автопроизводителей обратил внимание Антон Петраков, директор по корпоративным отношениям Яндекс Такси. Он уверен, что обсуждение вопроса на нейтральной площадке позволит сбалансировать запросы отрасли и предложения автозаводов. Также представитель агрегатора предложил провести оценку экономических эффектов от введения требования к локализации такси до принятия законопроекта. 

Предложение убрать из законопроекта балльную систему, которая сужает выбор перевозчика до нескольких моделей авто, озвучила исполнительный директор «Национального совета такси» Наталия Лозинская. Также в качестве господдержки рекомендовано «компенсировать убытки перевозчикам в том случае, если они будут вынуждены покупать машины, которые им экономически не подходят».

Участники дискуссии согласились, что вместо запретительных мер более эффективными могут оказаться экономические стимулы для приобретения российских машин – субсидии, льготное кредитование, расширенные программы гарантийного обслуживания автомобилей для такси. В завершении модератор круглого стола Антон Данилов-Данильян подчеркнул, что любой шаг в регулировании отрасли должен быть продуманным, иначе можно нанести непоправимый ущерб отрасли: «Легко принять какую-то меру и потерять важный рынок, а потом снова мучиться и обелять, как мы этим многие годы занимались. Это недопустимо. Поэтому давайте быть предельно осторожными в том, что мы предлагаем» - резюмировал он.

По итогам круглого стола отмечена необходимость дальнейшей проработки вопросов локализации такси с учетом интересов всех участников рынка, включая водителей и пассажиров. Эксперты подчеркнули важность постепенного подхода к локализации, чтобы сохранить баланс на рынке, а также доступность и качество услуг для жителей.

Поделитесь