В РСПП прошел Коорсовет по взаимодействию крупного бизнеса и субъектов МСП

23 сентября 2025 года в РСПП прошло заседание Координационного совета по взаимодействию крупного бизнеса и субъектов МСП.

Обсуждалась ситуация со сроками оплаты крупными заказчиками по договорам с субъектами МСП, была дана оценка инициатив по увеличению фискальной нагрузки на МСП, рассматривались вопросы поддержки малых и средних компаний производственной сферы, в том числе в сегменте ОПК.

В заседании, которое провел Президент РСПП Александр Шохин, приняли участие президент ОПОРЫ России Александр Калинин, директор Департамента развития малого и среднего предпринимательства и налогового стимулирования Минэкономразвития РФ Андрей Тараканов, начальник отдела экономического анализа и стратегического планирования Минпромторга РФ Георгий Горбунов, заместитель председателя Северо-Осетинского отделения РСПП Альбина Олисаева, президент СПП Республики Бурятия Владимир Лучников, гендиректор Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей Александр Аносов, председатель попечительского совета ОПОРЫ России Сергей Борисов, вице-президент ОПОРЫ России Владимир Гриценко, вице-президент ассоциации НП «ОПОРА» Борис Федосимов и другие.

Президент РСПП Александр Шохин отметил, что заседание проходит в не самый простой период формирования проекта бюджета на трехлетку.

«С учетом сложной ситуации с бюджетом, неудивительно, что активно обсуждаются разные форматы увеличения фискальной нагрузки на бизнес, в том числе на малый и средний бизнес, как в части снижения размера дохода, по достижении которого плательщики УСН признаются плательщиками НДС, так и отмены для ряда категорий МСП льгот по страховым взносам, - сказал Александр Шохин. - С этим связана  инициатива бизнеса – раз есть попытки распространить более высокий уровень фискальной нагрузки на максимально широкий «пласт» МСП, стоит подумать и о повышении доступности мер поддержки для растущих компаний их разных секторов (а не только малых технологических) через повышение порогов отнесения к МСП».

Он добавил, что очень важно повысить эффективность мер поддержки.

«Правительство не собирается, насколько я понимаю, отказываться от целого ряда мер поддержки, а некоторые, это как раз наша задача, нужно корректировать, докрутить. РСПП достаточно давно говорит о необходимости доработки федерального инвестиционного налогового вычета. За полгода компании обратились за вычетом на сумму 5-6 млрд рублей из заявленных на год 150 млрд. Конечно, к концу года, наверное, будет побольше, но понятно, что до 150 не дотянет бюджет. Поэтому надо показать, и мы этим занимаемся в РСПП, что требуются корректировки в этом механизме, чтобы он был более востребованным, - отметил Александр Шохин. - Механизмы поддержки, затрагивающие МСП, надо рассмотреть. В частности, к ним относится и своевременность оплаты крупными заказчиками по договорам с субъектами МСП. Это не форма поддержки, но нормализация в этой сфере в нынешних условиях во многом компенсирует формы поддержки.».

Александр Шохин отметил, что на ряде площадок РСПП в этом году неоднократно обсуждалась тема поддержки малых и средних компаний производственной сферы, в том числе в сегменте ОПК.

Президент ОПОРЫ России Александр Калинин отметил, что системный диалог между крупным и малым бизнесом позволяет устанавливать доверие как минимум на экономическом пространстве хозяйственных субъектов.

Он обратил внимание аудитории на грядущее снижение порогов, при которых будет взиматься НДС с микробизнеса с оборотом менее 60 млн рублей.

«Разные там могут быть цифры, но снижение порогов значительное. Соответственно, это затронет серьезное количество субъектов микробизнеса, - сказал Александр Калинин. - Пересмотр льгот по социальным взносам тоже затронет, наверное, всех, в том числе и крупный бизнес. Этот пакет будет рассматриваться Госдумой в ближайшее время. Понятно, что за первое полугодие дефицит бюджета составил 4,7 трлн рублей, и это далеко от тех параметров, которые закладывались в начале года. Правительство ищет способы вернуться к параметрам дефицита бюджета, которые были запланированы на следующий год. Плюс очень серьезно падают цены на наши сырьевые ресурсы, и ожидаются дополнительные ограничения по сбыту наших основных экспортных позиций».

Какие бы ни были приняты решения законодательными органами страны, там еще есть много подводных вещей, добавил Александр Калинин.

«К примеру, вопрос дробления. Он будет начинаться с совершенно другой суммы. Какая будет практика по этим позициям? Кроме того, вопросы кассовых разрывов, поскольку НДС уплачивается по отгрузке, а упрощенка – по приходу денег. Вопрос издержек администрирования большой массы микробизнеса, у которых совершенно нет ни бухгалтеров, ни понимания, как предоставлять отчетность, за которую предусмотрены очень серьезные штрафы и пени. Понятно, что региональные бюджеты получат меньше, чем сейчас получают. В связи с этим нужно также учитывать, что уже запланирован более 20% рост МРОТ, что также коррелирует со страховыми взносами. Поэтому, я думаю, что обсуждения будут непростыми, и решения тоже будут сложными», - сказал глава ОПОРЫ России.

Заместитель председателя Северо-Осетинского отделения РСПП Альбина Олисаева говорила о доверии к фискальной системе как таковой.

«Если говорить об инициативе по отмене льготы по страховым взносам, давайте поставим себя на место предпринимателя, который пару лет назад понял, что государство идет ему навстречу. Оно говорит: покажи зарплату более МРОТ, все, что выплатишь своему работнику сверху, получишь снижение страховых взносов до 15%. Предприниматель показывает зарплату, а теперь речь идет о том, чтобы эту льготу убрать. У него уровень зарплаты уже продемонстрирован, и возникает ощущение, что он попал в мышеловку», - сказала Альбина Олисаева.

Она отметила, что для бизнеса условия более эффективны при выходе из серой зоны и теневой занятости, нежели те или иные увеличения фискальной нагрузки.

«Мы еще раз озвучиваем наше предложение об увеличении критерия по количеству сотрудников в человекоемких отраслях, чтобы предприятия могли остаться на упрощенном налогообложении», - резюмировала Альбина Олисаева.

Президент СПП Республики Бурятия Владимир Лучников выразил обеспокоенность тем, что изменения в налогообложении для МСП и микробизнеса приведут к тому, что предприятия уйдут в тень.

Он отметил, что в 2023-2024 годах в Бурятии наблюдалась положительная динамика прироста числа субъектов МСП на 2285 единиц за год. Индивидуальные предприниматели увеличились на 2440 единиц, самозанятые показали взрывной рост на 44% – с 36404 человек до 50842 человек.

«Сокращение юридических лиц за счет числа малых и средних юрлиц составило 155. Условно говоря, мы видим тенденцию к тому, что люди уходят в микробизнес: с 9827 единиц в 2023 году до 9672 единиц в 2024 году. Среднесписочная численность занятых в МСП уменьшилась на 1220 человек, что свидетельствует о росте неустойчивых малых форм занятости и микробизнеса-самозанятости, - сказал Владимир Лучников.

Вице-президент ассоциации НП «ОПОРА» Борис Федосимов подробно разобрал последствия введения специального налогового режима.

На специальном налоговом режиме, отметил он, максимальные доходы выросли с 265 млн. рублей в год до 450 млн. рублей.

«Но при этом мы понимаем, что был введён налог на добавленную стоимость, у которого 2-3 режима ставок: обычные ставки 0, 10 и 20, и так называемые специальные 5 и 7%. Есть только маленький нюанс: эти 5 и 7 — это не обычный НДФЛ. И мы получили вместо обычного налога на добавленную стоимость налог с продаж, - пояснил Борис Федосимов. - Мы всегда были за то, чтобы компании, которые используют упрощенку, могли перейти к уплате налогу на добавленную стоимость с нуля. Мы всегда были за классический НДС, то есть 5-7%, должны быть возможности учета входящего НДС, но без возможности получить деньги из бюджета. И чтобы учет был одинаковый. Я напомню, по упрощённой системе мы считаем по кассе, а по налогу на добавленную стоимость мы считаем по методу начисления. Это приводит к тому, что фактически компании должны вести два учета. Это увеличение нагрузки, связанной с наймом более профессиональных людей, ведущих бухучет».

Повышение порогов для применения УСН, а также признание налогоплательщиков, применяющих УСН, налогоплательщиками НДС, приведет к дополнительным поступлениям в бюджет в объеме 348 млрд рублей в 2025 году, подытожил Борис Федосимов.

Вице-президент ОПОРЫ России Владимир Гриценко отметил, что средний бизнес испытывает затруднения с получением денег от подрядчиков в условиях постоянного роста цен. Он высказался за  сохранение льгот для среднего бизнеса.

Директор Департамента развития малого и среднего предпринимательства и налогового стимулирования Минэкономразвития России Андрей Тараканов сделал акцент на мерах поддержки МСП и возможностях их донастройки.

«Меры поддержки сохраняются и сохранятся. Тот же федеральный инвестиционный налоговый вычет. Здесь важно получить максимум от мер, которые предусмотрены, и от того ресурса, который на эти меры выделен. По всем инструментам, которые у нас есть, мы открыты к диалогу, к тому, чтобы, если это необходимо, их донастраивать. Это нужно учитывать, чтобы мы могли получать от этой поддержки максимальный эффект, в том числе для производственных МСП, для тех, кто готов к акселерации, для средних компаний и так далее», - сказал Андрей Тараканов.

Председатель попечительского совета ОПОРЫ России Сергей Борисов говорил о шоках, которые испытывает сегодня малый бизнес.

«Миллионы вышли из тени, миллионы начали платить и пополнять существенно бюджет. Миллионы приспособились к обстоятельствам, что до 2030-го года никаких изменений не будет. Создали бизнес-планы, рассчитали свои силы. Но вот тут начались шок за шоком. Первый шок, я бы сказал, это операция «Миграция». Удар по квалифицированному кадру. Ставка ЦБ была и остается запретительной. Центральный банк по закону мог бы использовать для включения хотя бы по приоритетным отраслям дифференцированной ставки, но этого не произошло», - констатировал Сергей Борисов.

Представитель Минпромторга России затронул тему господдержки МСП.

«На текущий момент у нас порядка 350 тысяч промышленных предприятий в контуре Минпромторга, именно в части МСП. И на самом деле, вопреки распространенному мнению, доля предприятий МСП в мерах поддержки довольно высокая. Ежегодно у нас в среднем получается порядка 30% в финансовом выражении и 50% в субъектном выражении. В первом полугодии 2025-го года 48,7% получателей наших мер поддержки были компании МСП, и по объёму финансирования порядка 20%, - сказал он. - У нас много востребованных с точки зрения МСП мер, например, займы Фонда развития промышленности. Порядка 32% займов ФРП приходится на МСП. Очень большой спрос по линии научных направлений - в рамках Единой субсидии на НИОКР это половина от общего числа проектов, а в обратном инжиниринге доля проектов МСП достигает почти 70%».

Представитель Минпромторга России добавил, что в целях стимулирования спроса на отечественные продукты проводятся отборы по субсидиям производителям на компенсацию скидки покупателям отечественного оборудования. «Кроме того, недавно масштабировали грантовую программу, направленную на поддержку технологических компаний, разрабатывающих и создающих производство новой продукции по требованию крупных российских корпораций», - отметил он.

Что касается мер поддержки для ОПК, то субъекты МСП могут рассмотреть льготные механизмы по 2 направлениям: кредитные меры (поддержка экспорта продукции военного назначения, реализация инновационных и инвестиционных проектов по выпуску высокотехнологичной продукции, льготные кредиты ВЭБ для диверсификации предприятий ОПК) и системные (субсидии в целях предупреждения банкротства, создание и развитие систем повышения квалификации и переподготовки кадров).

Генеральный директор Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей Александр Аносов привел неутешительную статистику по предприятиям региона. 

«Прибыль сократилась на 70%. Количество заказов уменьшилось на 60-65%, инвестактивность сократилась на 95%. По самым скромным подсчетам, в Нижегородском регионе может быть сокращение налогов на 20-25%. Среднее предприятие с объемом оборота около 2 млрд говорит, что оно даст на 100-120 млн меньше налогов. Если говорить о крупном бизнесе, например, с оборотом от 10 млрд, то он теряет около 1,5 млрд по налогам», - констатировал Александр Аносов.

Для исправления ситуации он предложил рассмотреть возможность расширения области применения программ ФРП при финансировании проектов малых и средних предприятий, исполняющих госзаказы на военно-промышленную продукцию; ввести отсрочку по страховым взносам для ряда предприятий; совместно с Минпромторгом рассмотреть возможности механизма выделения госкорпорациям льготных целевых кредитов на оплату просроченной дебиторской задолженности; активизировать работу в рамках госконтрактов.

По итогам заседания было решено на основе прозвучавших докладов подготовить предложения для органов власти.

Президент РСПП Александр Шохин отметил, что необходимо представить конкретные расчеты. «Главное учесть, насколько могут увеличиться налоговые поступления, потому что есть прогноз того, как малый и средний бизнес будут развиваться, как экономика в целом, помножим на ставку, получаем то-то и так далее. А будет ли налоговая база такой, как прогнозирует Минфин, Минэкономразвития и так далее? Это первый вопрос. Надо оценить обратное влияние этих изменений на возможности расширения налогов. Кроме того, нам нужно повышать деловую активность и инвестиционную активность. Главный ответ на непредсказуемость и ограничения – это создание благоприятного делового климата. Предсказуемость делового климата может погасить непредсказуемость геополитики и других факторов», - резюмировал Александр Шохин, добавив, что одна из главных задач в диалоге бизнеса с Минфином и Минэком – прочитать все последствия с точки зрения того, что надо поддерживать деловую активность, инвестиционную активность на высоком уровне.

Поделитесь