30 января 2022 года в формате видеоконференции состоялось очередное заседание Комиссии РСПП по электроэнергетике под руководством члена Бюро Правления РСПП, председателя Комиссии Григория Березкина.
На заседании рассматривался вопрос: «Организация мониторинга финансового состояния и финансовой дисциплины гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций».
С докладами по вопросу выступили:
- Андрей Максимов, директор департамента развития электроэнергетики Минэнерго РФ;
- Наталья Заикина, заместитель председателя Правления Ассоциации «НП Совет рынка»;
- Наталья Невмержицкая, председатель правления Ассоциации Гарантирующих поставщиков и Энергосбытовых компаний;
- Оксана Панова, директор по методологии и развитию розничного бизнеса ПАО «Интер РАО»;
- Марина Скрипачева, руководитель департамента отраслевого развития АО «ЭнергосбыТ Плюс»;
- Валерий Жихарев, начальник департамента развития розничного рынка Ассоциации «НП Сообщество потребителей энергии».
В дискуссии по вопросу приняли участие:
- Григорий Березкин, член Бюро Правления РСПП, председатель Комиссии РСПП по электроэнергетике;
- Михаил Андронов, заместитель председателя Комиссии РСПП по электроэнергетике; Сергей Дудкин, заместитель начальника управления регулирования электроэнергетики ФАС
- России;
- Елена Андреева, заместитель генерального директора по реализации услуг и транспорту электроэнергии ПАО «Федеральная сетевая компания – Россети».
В рамках разрабатываемого и принятого в первом чтении проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» (об особенностях регулирования деятельности отдельных субъектов электроэнергетики на оптовом рынке электрической энергии и мощности)» утверждаются нормы по организации мониторинга финансового состояния гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций. Согласно этим нормам:
- Правительство РФ наделяется полномочиями по установлению критериев финансовой дисциплины гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций;
- Ассоциация «НП Совет рынка» наделяется полномочиями по мониторингу исполнения указанных критериев.
За несоблюдение показателей финансовой дисциплины устанавливается ответственность для гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций в виде лишения статуса субъекта оптового рынка.
Стоит отметить, что проекты нормативных правовых актов, реализующих положения законопроекта, находятся в разработке и на публичные обсуждения еще не выносились.
Представителем Минэнерго отмечено, что разработка указанного законопроекта обусловлена поручением Президента РФ о мониторинге финансовой дисциплины гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций. Основной задачей, которую преследует законопроект, является контроль по своевременной оплате гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций услуг по передаче электрической энергии сетевым компаниям. В случае несоблюдения критериев по оплате и, тем самым, нарушения критериев финансовой дисциплины, которые будут зафиксированы в подзаконных нормативных актах, а также в Регламентах оптового рынка, Наблюдательный совет Ассоциации «НП Совет рынка» может применить ответственность для энергосбытовой организации в виде лишении статуса субъекта оптового рынка.
Представителями гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний высказано мнение, что существующая модель по контролю за финансовой дисциплиной организаций самодостаточна и ее ужесточение нецелесообразно. Основные долги перед сетевыми и генерирующими компаниями были сформированы недобросовестными компаниями, которые уже исключены из субъектного состава оптового рынка. В настоящий момент, несмотря на непростую экономическую ситуацию, гарантирующие поставщики и энергосбытовые компании выполняют свои обязательства по оплате электрической энергии в полном объёме. При этом остается многолетняя проблема систематических неплатежей в адрес гарантирующих поставщиков со стороны бюджетных организаций и потребителей ЖКХ на розничном рынке. Также отмечено, что окончательную позицию по предлагаемому механизму мониторинга финансового состояния и финансовой дисциплины гарантирующих поставщиков можно выработать только после ознакомления с подзаконными нормативными актами. Например, в них, в частности, необходимо предусмотреть ответственность сетевых компаний перед гарантирующими поставщиками за ненадлежащее исполнение обязательств по покупке электрических потерь. Наличие неисполненных обязательств по покупке электрических потерь приводит к ухудшению финансового состояния гарантирующих поставщиков.
По итогам заседания принято решение, что для окончательной выработки позиции Комиссии по вопросу необходимо ознакомиться с проектами нормативных правовых актов, реализующих положения законопроекта. Проект постановления Правительства РФ, со слов представителя Минэнерго, будет представлен на общественное обсуждение в течении месяца.
После ознакомления с указанным проектом и проведения опроса членов Комиссии будет принято решение о целесообразности созвать очередное заседание Комиссии для обсуждения механизма организации мониторинга финансового состояния и финансовой дисциплины гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций.