3 декабря 2014 года в Москве в рамках четвертого заседания Консультативного совета по взаимодействию Евразийской экономической комиссии и белорусско-казахстанско-российского бизнес-сообщества под руководством Председателя Коллегии ЕЭК Виктора Христенко рассмотрены вопросы формирования в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) единого рынка услуг и дальнейшей либерализации отношений в этой сфере. Российское аграрное бизнес-сообщество на заседании представлял Председатель Комиссии РСПП по АПК, член Правления РСПП Виктор Бирюков.
В заседании приняли участие представители ЕЭК, министерств и ведомств Беларуси, Казахстана и России, бизнес-сообщества стран Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП).
Виктором Христенко было отмечено, что формирование единого рынка услуг в Евразийском экономическом союзе важно по целому ряду причин: «Во-первых, услуги уже составляют больше половины ВВП ТС, при этом объем будет в дальнейшем расти. Во-вторых, сектор услуг охватывает значительное число отраслей экономики – от строительства и торговли до аудита или путешествий. В-третьих, Договор о ЕАЭС, вступающий в силу с 1 января 2015 года, впервые устанавливает правовые основы единого рынка услуг в рамках конкретных обязательств государств Союза по его формированию». При этом Договором предусмотрен диверсифицированный подход к различным секторам услуг. По части секторов полная либерализация наступает с момента запуска Союза. По другим введены различные переходные периоды, отметил Виктор Христенко.
Выступивший на заседании с основным докладом Член Коллегии (Министр) по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимур Сулейменов подчеркнул, что введение единого рынка услуг осуществляется исходя из логики развития интеграции на евразийском пространстве, назревших потребностей бизнеса и в соответствии с Договором о ЕАЭС. Министр ЕЭК заявил, что было принято решение существенно либерализовать действующее до конца текущего года Соглашение о торговле услугами и инвестициях в государствах-членах ТС и ЕЭП, поскольку в нем недостаточно детально, амбициозно прописаны подходы к формированию единого рынка услуг. Сейчас, в рамках ЕЭП, по словам Министра, максимально достижимая для поставщиков услуг степень свободы – национальный режим, неприменение количественных и инвестиционных ограничений, а также возможность использования ограниченного числа способов поставок услуг по сравнению с тем, что предлагает названный Договор. «С 1 января 2015 года в ряде секторов, определенных государствами-членами Союза, начнет функционировать единый рынок услуг, национальный режим заложен как база. Это значит, что государство обязано принять полноценный национальный режим в отношении поставщика услуг и стран-партнеров; каких-либо ограничений быть не может. В дальнейшем Стороны будут стремиться к максимальному расширению этих секторов, в том числе путем поэтапного сокращения изъятий и ограничений, что, безусловно, укрепит наш интеграционный проект», – подчеркнул Тимур Сулейменов.
Тимур Сулейменов отметил, что в Договоре о ЕАЭС буквально и предметно определено понятие единого рынка услуг, основными составляющими которого являются:
- поставка и получение услуг без ограничений, изъятий и дополнительных требований, за исключением отдельных случаев;
- освобождение поставщика услуг от повторного учреждения в форме юридического лица;
- возможность оказания услуг, выполнения работ на основании разрешения на поставку услуг, полученного поставщиком услуг на территории государства-члена, где зарегистрирован услугодатель;
- признание профессиональной квалификации персонала поставщика услуг.
Согласно Договору о ЕАЭС, единый рынок услуг в рамках Союза функционирует в секторах услуг, утверждаемых Высшим Евразийским экономическим советом на уровне глав государств на основании согласованных предложений государств-членов и Комиссии. На основании Договора решением Высшего Евразийского экономического совета будут утверждены списки секторов услуг, в которых начнет функционировать единый рынок с 1 января 2015 года и через переходный период. В настоящее время по предложениям Беларуси, Казахстана и России в первый список могут быть включены более 40 секторов услуг (строительные услуги, услуги в области оптовой/розничной торговли, услуги, относящиеся к сельскому хозяйству, включая посев, обработку, уборку сельхозкультур и др.) и во второй список – более 16 секторов услуг (рекламные услуги, услуги по техническим испытаниям и анализам, услуги в области аудита и др.). Перечень секторов, в которых должны обеспечиваться правила единого рынка услуг, подлежит поэтапному и согласованному расширению.
Важной новеллой Договора, как сказал Министр по экономике и финансовой политике ЕЭК, является урегулирование вопроса, связанного с потребителями услуг: «На данный момент потребители услуг не имеют гарантию полноценного национального режима, то есть наши государства, субъекты хозяйствования-услугодатели вольны отдавать предпочтение своим национальным потребителям. Это выражается как в ценах, тарифах на услуги, так и в требуемой документации, порядке предоставления таких услуг. В этой связи внедрение национального режима для получателей услуг видится одной из ключевых новелл не только раздела об услугах, но и в целом Договора о ЕАЭС».
Активное участие в обсуждении темы заседания приняли представители бизнес-сообщества стран ТС и ЕЭП. С докладами выступили председатель Союза некоммерческих организаций «Конфедерация промышленников и предпринимателей (нанимателей)» Беларуси Анатолий Харлап, генеральный директор белорусской Ассоциации международных автомобильных перевозчиков «БАМАП» Александр Соловцев, директор представительства в ЕЭК Национальной палаты предпринимателей Казахстана Нурболат Сукуров, генеральный директор белорусской научно-технологической ассоциации «Инфопарк» Владимир Басько, председатель белорусской Ассоциации таможенных представителей Андрей Гайшун.
Подводя итоги заседания Консультативного совета, Председатель Коллегии ЕЭК Виктор Христенко подчеркнул значимость мероприятия с точки зрения выстраивания дальнейшего диалога ЕЭК и бизнес-сообщества стран создаваемого Евразийского экономического союза. С учетом поступивших в ходе заседания предложений он заявил о необходимости совершенствования инструментов и формата взаимодействия. В частности, приглашать на Консультативный совет представителей национальных Правительств, отвечающих за обсуждаемые вопросы; повышать эффективность «обратной связи» по реализации предложений бизнеса, рассмотренных на предыдущих заседаниях.