В Совете Федерации Федерального Собрания РФ прошло обсуждение направлений и перспектив повышения конкурентоспособности и экспортного потенциала Евразийского экономического союза

6 июля 2015 года в Совете Федерации прошёл круглый стол на тему «О направлениях и перспективах повышения конкурентоспособности и экспортного потенциала Евразийского экономического союза», организованный Временной комиссией Совета Федерации по мониторингу участия Российской Федерации во Всемирной торговой организации и Евразийском экономическом союзе и Комитетом Совета Федерации по международным делам. В работе круглого стола принял участие исполнительный вице-президент РСПП А.В.Мурычев.

Участники круглого стола отметили, что в первые четыре месяца 2015 года экспорт государств-членов ЕАЭС в третьи страны снизился почти на треть по сравнению с тем же периодом 2014 года. При этом две трети общего объёма экспорта пришлось на минеральные ресурсы. В то же время, в импорте из третьих стран в государства-члены ЕАЭС наибольшую долю (более 43%) занимают машины, оборудование и транспортные средства. Приведённые данные говорят о сохранении сырьевой направленности внешне торговли ЕАЭС. В связи с этим вопросы повышения конкурентоспособности, экспортного потенциала и диверсификации экономики ЕАЭС приобретают особую актуальность. Наднациональными органами Евразийского экономического союза предпринимаются шаги по развитию экспортной деятельности, заключающиеся, прежде всего, в выработке механизмов совместной поддержки экспорта и роста конкурентоспособности продукции, производимой на территории ЕАЭС.

Одним из ключевых конкурентных преимуществ экономического развития Евразийского экономического союза является многолетняя история промышленной кооперации. В условиях общего рынка восстановление функционировавших десятилетиями производственных цепочек видится логичным шагом, способным значительно повысить конкурентоспособность продукции ЕАЭС. Дополнительными преимуществами государств-членов ЕАЭС для повышения технологического уровня промышленности являются близкие системы образования, общий фундамент научных и инженерных школ.

В своём выступлении А.В.Мурычев отметил важность учёта мнения бизнеса в деятельности Евразийского экономического союза, устранения барьеров, изъятий и ограничений, роль технического регулирования и стандартизации в контексте повышения конкурентоспособности и экспортного потенциала ЕАЭС.

Конструктивное участие представителей деловых кругов в деятельности Консультативного совета по взаимодействию Евразийской экономической комиссии и бизнес-сообщества, в работе комитетов ЕЭК, подкомитетов и рабочих групп по отраслям и направлениям, в разработке нормативных документов ЕЭК, оценке их регулирующего воздействия на состояние деловой среды вносит весомый вклад в повышение эффективности деятельности и углубления интеграции в ЕАЭС. Заключение в мае 2015 года Соглашения о создании Делового совета Евразийского экономического союза, формирование рабочих органов Делового совета, трансформация Консультативного совета в связи с созданием Делового совета придадут новый импульс взаимодействию бизнеса и Евразийской экономической комиссии.

А.В.Мурычев отметил, что перечень барьеров, изъятий и ограничений взаимного доступа на рынок государств-членов ЕАЭС по итогам совместной работы ЕЭК и бизнес-сообщества в последнее время существенно сократился. Однако проблемы остаются, остаётся и поле приложения усилий бизнес-сообщества для их решения. В первой половине 2015 года удалось продвинуться в диалоге бизнеса и власти в следующих вопросах:

Консультативный совет принял предложение деловых кругов о скорейшем утверждении единого технического регламента в области строительства «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий», согласовав при этом сроки вступления в силу статей указанного регламента в отношении требований к зданиям и сооружениям на территории Республики Казахстан не позднее 1 января 2025 года.

При рассмотрении проекта Концепции создания Евразийского инжинирингового центра по станкостроению в профессиональном бизнес-сообществе России возникла неопределённость в вопросе места и роли отечественной станкостроительной промышленности в ЕАЭС в связи с её реальным состоянием. Была заявлена необходимость создания, в развитие Концепции Евразийского инжинирингового центра, Евразийской технологической платформы по станкостроению с концентрацией отечественной промышленности на тяжёлом станкостроении и на восстановлении научного потенциала станкостроительной отрасли. Соответствующие предложения направлены в ЕЭК.

Вопрос о разной трактовке таможенными органами одних и тех же норм таможенного законодательства, рассмотренный на заседании Интеграционного совета РСПП и поставленный бизнес-сообществом перед ЕЭК, вынесен на ближайшее заседание Консультативного комитета по таможенному регулированию в июле 2015 года.

Главная цель технического регулирования и стандартизации – обеспечить выход на рынок ЕАЭС качественной, конкурентоспособной и безопасной продукции. Не менее важно защитить рынок ЕАЭС от ввозимой некачественной продукции, опасных фальсификатов.

Техническое регулирование и стандартизация стоят на защите интересов добросовестной промышленности, вкладывающей миллионы рублей в реконструкцию своих предприятий для выпуска высококачественной и безопасной продукции. 

Поделитесь