В центре внимания – процессы импортозамещения в строительном комплексе

© Комитет по промышленной политике и техническому регулированию
Обложка новости

20-21 сентября 2022 г. в РСПП состоялась Межведомственная научно-практическая конференция «Импортозамещение материалов, оборудования и технологий в области общегражданского и транспортного строительства».

Соорганизаторами конференции выступили Комитет РСПП по промышленной политике и техническому регулированию, Комитет РСПП по инвестиционной политике и институтам развития и Комиссия РСПП по химической промышленности.

В конференции приняли участие представители Государственной Думы, руководства Минпромторга, Минстроя, Минтранса и других органов государственной власти.

Открывая конференцию, президент РСПП Александр Шохин обозначил ряд проблем, с которыми столкнулись предприятия строительного комплекса. При этом он подчеркнул, что «создано достаточно большое количество инструментов поддержки импортозамещающих проектов – отраслевые планы импортозамещения, специальные программы ФРП, промышленная ипотека, меры по поддержке промышленных кластеров, предоставление грантов и другие механизмы. Формируется стратегия импортозамещения и конкретные механизмы её реализации по ряду направлений».

Президент Союза отметил, что «РСПП большое внимание уделяет продвижению и информированию делового сообщества об инструментах стимулирования импортозамещения, а также получению «обратной связи» от компаний, что позволит повысить эффективность такой поддержки.

С целью координации деятельности рабочих органов РСПП по вопросам импортозамещения, обобщения успешных практик и формирования предложений по совершенствованию политики импортозамещения при РСПП создан Координационный совет по импортозамещению и технологической независимости.

Практическая работа по формированию таких предложений уже ведется на площадках профильных комитетов и комиссий РСПП».

Заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике Станислав Наумов в своем выступлении обозначил разнонаправленные тенденции в регулировании вопросов развития строительства в текущих условиях.

Председатель Комитета РСПП по инвестиционной политике, институтам развития и экспортной поддержке Игорь Вдовин обратил внимание аудитории на тот факт, что ранее 95% дорожной техники Россия закупала у зарубежных партнеров.

«Эта проблема очень сложная. Мы над нею сейчас бьемся вместе с министерствами и ведомствами, со строителями. Без финансирования эту задачу не решить», - сказал Игорь Вдовин.

Первый заместитель Министра транспорта Андрей Костюк сообщил, что Минпромторг, Минтранс и Минстрой делают все для того, чтобы восстановить связи участников рынка.

«Есть предприятия в сфере ВПК, которые готовы производить электронику, микрочипы. Они готовы заняться этим при условиях надежного финансирования НИОКРа со стороны Минтранса и Минпромторга. Также и по другим линиям, но для них важен заказ. Массовое производство возможно только при заказе со стороны государства», - подчеркнул сказал Андрей Костюк.

Статс-секретарь – заместитель Министра промышленности и торговли РФ  Виктор Евтухов подтвердил факт высокой импортозависимости страны в части дорожной техники.

«При этом существуют меры поддержки спроса – и в рамках лизинга эти деньги закладываются ежегодно, в том числе на субсидирование процентных ставок по привлекаемым инвестициям и вложению средств в производство техники. Мы ориентированы на расширение производства продукции, выпуск новой техники, в том числе в рамках относительно нового механизма – обратного инжиниринга», - пояснил Виктор Евтухов, уточнив, что задачи импортозаместить все нет.

Заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Олег Ступников отметил, что благодаря своевременно произведенным закупкам механизированной техники и комплектующих ни по одному объекту не наблюдается срыва сроков реализации.

Первый заместитель директора Фонда развития промышленности Алексей Кузнецов напомнил, что ФРП с 2015 года занимается льготным финансированием предприятий обрабатывающих отраслей. За это время профинансировано более 800 предприятий, выдано займов на общую сумму более 280 млрд рублей.

По его словам, сегодня есть несколько программ, которые ФРП предлагает производителям.

Заместитель сопредседателя Комитета РСПП по промышленной политике и техническому регулированию Андрей Лоцманов подчеркнул, что стандарты во всем мире используются для защиты местных производителей, являются инструментами защиты рынка.

Он также отметил важность сохранения и совершенствования мер государственного контроля и надзора, широкого применения инструментов обязательной сертификации. Об их большом значении свидетельствует и многолетняя практика взаимодействия Комитета РСПП с отраслевыми объединениями бизнеса, например, Ассоциацией производителей радиаторов отопления (АПРО). Ранее компании-члены ассоциации занимали лишь 17% рынка. После введения обязательных стандартов, обязательной сертификации доля рынка добросовестных российских производителей возросла до 70%, было открыто несколько новых заводов.

«Техническое регулирование, стандартизация, методы оценки соответствия – мощнейшее оружие борьбы с фальсификатом и контрафактом. Технические регламенты – основные инструменты защиты национальных рынков и интересов национальной промышленности. И мы должны эти инструменты использовать для защиты интересов нашей промышленности», - подчеркнул Андрей Лоцманов.

С докладом «Применение инструментов стандартизации при формировании информационных ресурсов по импортозамещению» на конференции выступил Председатель Комитета ТПП РФ по техническому регулированию, стандартизации и качеству продукции Сергей Пугачев.

Участники конференции обсудили наиболее актуальные проблемы импортозамещения материалов, оборудования и технологий, разработки программы прикладных научных исследований в области общегражданского и транспортного строительства, производства материалов и оборудования, меры поддержки отечественных производителей в современных условиях.

В программу первого дня конференции была включена панельная дискуссия  «Перспективные импортозамещающие материалы, изделия, технологии в строительстве и транспортном строительстве, а также практический опыт перехода компаний в области транспортного строительства на импортозамещение».

По итогам первого дня конференции было отмечено, что одной из ее целей являлось определение видов химической продукции – сырья, необходимого для производства материалов, применяемых в транспортном, промышленном и гражданском строительстве, требующих организации производств на территории Российской Федерации.

В современных реалиях, с учетом ухода с российского рынка ряда иностранных производителей, повышения цен на логистику и, как следствие, на материалы, вопрос оперативной организации собственных производств малотоннажной химии выходит на первый план.

Во второй день конференции на площадке МАДИ прошло обсуждение вопросов  подготовки кадров для строительного комплекса, организованное при помощи учебного центра ЧУДПО «ЦИВССМ» и Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета.

Как отметил исполняющий обязанности ректора МАДИ  профессор Дмитрий Ефименко,  на современном этапе устойчивая экономика любой страны во многом зависит от протяженности и состояния и автомобильных дорог и транспортной инфраструктуры. Главной задачей транспортно-дорожного комплекса страны является развитие безопасных и качественных дорог с использованием новых материалов и технологий. Современный этап как раз характеризуется непростой политической обстановкой, беспрецедентным санкционным давлением на экономику нашей страны. Повестка импортозамещения материалов, оборудования, технологий, транспортного строительства становится как никогда актуальной и важной. Должно быть объединение усилий представителей государственной власти, бизнеса, промышленных и научно-образовательных структур для формирования на новом уровне и с соответствующими требованиями качественной и безопасной транспортно-дорожной сети. В МАДИ ученые делают много для решения этой задачи, и большую роль приобретает развитие кадрового потенциала транспортно-дорожного и строительного комплекса».

В обсуждении вопросов подготовки кадров для строительного комплекса приняли участие руководители и специалисты высших учебных заведений страны, Национального агентства развития квалификаций, Комитета РСПП по профессиональному обучению и профессиональным квалификациям, отраслевых объединений бизнеса.

В ходе конференции были сформированы конкретные предложения, которые будут использованы при формировании стратегических документов для импортозамещения в дорожно-строительной отрасли.

Проект резолюции

Предложения в проект резолюции просим вас направлять по электронной почте: pr-rgtr@rspp.ru.

Поделитесь