Ведомства и бизнес высказались об ограничениях по возрасту флота

© Fishnews

Идею поэтапного запрета допуска в морские порты России флота возрастом более 40 лет обсудили участники «рыбных» комиссии РСПП и комитета «ОПОРЫ РОССИИ». По словам участников, это первый межведомственный диалог по теме.

Собравшие отметили важность укрепления технологического суверенитета России, обновления рыбопромыслового флота и создания условий для строительства новых судов, сообщили Fishnews в пресс-службе Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ). При этом участники подчеркнули, что решать эту задачу через запреты с непредсказуемыми, а в некоторых случаях фатальными последствиями нельзя.

Вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Мурычев обратил внимание, что, получив первые обращения по этой проблематике от бизнеса, РСПП «воспринял это направление как очень важное, требующее поддержки со стороны руководства союза».

«Наша задача искать пути для гибкой формулы, которая позволит сохранить эффективный флот — возрастной, но прошедший модернизацию или ремонт, и при этом стимулировать строительство нового. А для этого важно формировать программу льготного лизинга, расширять субсидирование строительств нового флота. Задача очень серьезная, и мы благодарны правительству за то, что у бизнеса есть время на обсуждение и подготовку предложений», — сказал Александр Мурычев.

Вице-президент РСПП Виктор Черепов подчеркнул роль Российского союза работодателей-рыбопромышленников (РСРР) и ВАРПЭ в формировании конструктивного диалога между бизнесом и властями, значительные продвижения в области регуляторики и создании правовой базы отрасли. Он также напомнил, что в этом году РСРР стал генеральным партнером премии «Лидеры ответственного бизнеса», созданной РСПП по поручению Владимира Путина.

Директор департамента госполитики в области морского и речного транспорта Минтранса Виталий Клюев напомнил, что есть поручение президента России о решении проблемы «ветхого» флота, при этом «точного указания, что весь его нужно отправить на «гвозди», нет». В связи с этим первый вице-премьер Денис Мантуров провел совещание, два пункта протокола касаются как раз указанной темы.

По словам Виталия Клюева, Минтранс должен подготовить программу замещения «ветхого» флота и предложения по поэтапному выводу из эксплуатации возрастных судов. Министерство провело анализ заходов судов возрастом старше 40 лет в российские порты за прошедшие два года, количество таких судов — 1714, в основном это малотоннажный флот. Всего в российские порты заходит порядка 10 тыс. судов в год, привел статистику представитель Минтранса.

Позиция ведомства заключается в том, чтобы иностранные суда возрастом свыше 40 лет «ни под каким предлогом» не заходили в российские порты. Для российских судов также предлагается ввести запрет, но с учетом исключений, в зависимости от конкретных типов судов и случаев, которые будут установлены правительством. К примеру, послабления нужны для пассажирских судов и «исторических» парусников.

К рыбопромысловому флоту в Минтрансе предлагают подходить дифференцировано, в зависимости от типов судов. Если состояние судов хорошее и безопасное, то конкретные типы могут быть выведены из запрета. Но заключение об этом должны подготовить независимые технические эксперты, подчеркнул Виталий Клюев.

По его словам, к 30 декабря Минтранс сформирует предложения по запрету, подготовит законодательные инициативы и представит их на рассмотрение Денису Мантурову. Перед этим с предложениями дадут ознакомиться профильным министерствам, включая Минсельхоз.

Представители госведомств обратили внимание, что это заседание комиссии РСПП по рыбному хозяйству стало первым межведомственным обсуждением реализации поручения Дениса Мантурова — ранее диалога между ведомствами по этой теме не было.

Минсельхоз и Росрыболовство высказали единогласную позицию против введения запрета для рыбопромысловых судов и назвали отдельные риски, сообщили в ВАРПЭ.

Директор департамента регулирования в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры Минсельхоза Евгений Кац рассказал, что министерство пока не получало на рассмотрение предложения и расчеты Минтранса, и обратил внимание на риски, которые возникают «в связи с реальной работой наших верфей и иногда меняющейся позицией Минпромторга».

«Тут вопрос в фактах и оценке реальных возможностей по строительству судов», — цитирует пресс-служба Евгения Каца. Он акцентировал, что заверения Минпромторга о возможности ускоренно построить суда в рамках программы инвестквот обернулись необходимостью изменения законодательства и неоднократной подвижки сроков строительства во избежание расторжения контрактов. Обновлять флот нужно, но с учетом реальных финансовых возможностей российских рыбопромышленных компаний и реальных возможностей верфей, заявил представитель Минсельхоза.

Заместитель руководителя Росрыболовства Андрей Яковлев охарактеризовал вопрос как важный для отрасли. «Мы видим значительные риски для вылова и экспорта из-за предложенных ограничений […]. Даже с учетом ввода новых инвестобъектов, строящихся по программе «квоты под киль», будет диспаритет ресурсного и производственных потенциалов, что не позволит нам наращивать объем вылова, который предусмотрен госпрограммой», — спрогнозировал замглавы Росрыболовства.

Он также обратил внимание на риски для полной остановки работы рефрижераторного флота, НИСов и аварийно-спасательных судов. По словам Андрей Яковлева, необходимо сконцентрироваться на вопросах расширения мер поддержки обновления флота и взвешенном подходе при разработке ограничительных мер для эффективной работы судов.

В рамках межотраслевого взаимодействия в работе заседания принял участие руководитель Российской палаты судоходства Алексей Клявин. Он напомнил, что сегодня более 70% грузов внешней торговли и подавляющее большинство каботажных перевозок осуществляется судами морского флота. Поэтому нужно «жестко оценивать ситуацию с безопасностью иностранных судов возрастом свыше 40 лет, так как они несут реальную угрозу», приводит пресс-служба мнение Алексея Клявина.

По его мнению, мера по ограничению сроков эксплуатации судов назрела, но как она будет реализована и к каким последствиям приведет, зависит от проработки конкретных механизмов. Необходимо скрупулезно отнестись к выбору типов судов, которые попадут под ограничения. Ряд судов остается безопасным и в 40, и в 50 лет, например ледокольный флот, а есть суда, которые через 15-20 лет, наоборот, теряют свою конкурентоспособность, обратил внимание Алексей Клявин.

Состоявшееся обсуждение он назвал «толчком для внимательного обсуждения предполагаемого запрета с учетом отраслевой специфики».

По мнению председателя Комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре и Комитета по рыбному хозяйству «ОПОРЫ РОССИИ» Германа Зверева, «комиссия не только инициировала полноценный межведомственный диалог, но и межотраслевой диалог, в котором помимо рыбацкого сообщества принимают участие представители судоходного сообщества в целом».

Рекомендации Комиссии после утверждения будут направлены Президенту РСПП Александру Шохину для дальнейшего взаимодействия с ведомствами и правительством Российской Федерации.

Поделитесь
#мурычев #черепов #зверев