Вернуться в 1990-е
29 ноября 2013 00:00:00
Пресс-служба РСПП

За месяц до вступления в силу закона о контрактной системе руководитель ФАС Игорь Артемьев раскритиковал ее: размещение строительных контрактов на конкурсах вернет механизм закупок в 1990-е.

Контрактная система — это «отказ от электронных аукционов», вынес вчера вердикт Артемьев на заседании правительства: конкуренция снизится, малому бизнесу будет труднее получить господряд, сэкономить бюджетные средства на госзаказе не удастся.

Сейчас электронные аукционы — основной способ размещения госзаказа. По данным zakupki.gov.ru за 2013 г., через эту процедуру совершалось более 63% госзакупок. Претенденты на подряд соревнуются только по цене контракта. В итоге многие компании демпингуют, контракт достается подрядчикам, которые технически не готовы выполнить его, критиковал министр экономического развития Алексей Улюкаев, аукционы по дорогостоящим строительным проектам часто признаются несостоявшимися и контракт заключается с единственным поставщиком.

В ноябре правительство утвердило новый перечень товаров и услуг, которые обязательно закупать на аукционе. Из списка исключены две позиции, говорит Улюкаев: высокотехнологичное медицинское оборудование и строительно-монтажные работы. С 2014 г. они будут закупаться на конкурсах, т. е. заказчик сможет выдвигать квалификационные требования к исполнителям.

Строительные работы — крупнейшая расходная статья госзакупок. По новым правилам электронные аукционы обязательны лишь для строек дешевле 150 млн руб. (для муниципальных заказчиков — 50 млн). «Детский садик стоит больше 150 млн!» — сетовал Артемьев, для Минобороны, Минтранса, других федеральных заказчиков это ничто. ФАС предлагает поднять для них планку до 3 млрд руб. Но ни премьер Дмитрий Медведев, ни его первый зам Игорь Шувалов инициативу не поддержали — вернуться к вопросу можно будет, если возникнут проблемы с электронными аукционами, когда федеральная контрактная система (ФКС) уже заработает.

Если поднять планку до 3 млрд руб., то эффект от возвращения стройки на конкурсы будет практически сведен на нет, замечает Анна Золотарева из Института Гайдара. Аукционы для технически сложных и опасных объектов (например, мостов) и так не проводятся, напомнил Артемьев. Для таких работ предусмотрены исключения в действующем законе о госзакупках.

На электронных аукционах часто побеждают неизвестные компании с липовой банковской гарантией, которые не способны исполнить контракт, сетует федеральный чиновник, курирующий инфраструктуру. А предусмотреть более жесткие квалификационные требования к исполнителям трудно, продолжает он: тогда заказчика можно обвинить в ограничении конкуренции, а аукцион — оспорить. Конкурс же позволяет увидеть «вменяемых» исполнителей и поставщиков, резюмирует чиновник. Основной недостаток конкурсной системы — субъективные критерии, которые позволяют сформулировать заказ для конкретного поставщика, напоминает Золотарева.

ФАС беспокоит процедура конкурсов, отметил Артемьев. Они будут проводиться не в электронной форме, вернутся бумажные конверты, указал он: это возвращение в «доинтернетовский век, к тому, что было у нас в 90-е годы». ФАС предлагает до конца года поправить уже принятый закон о ФКС, предусмотрев, что все конкурсы должны быть электронными. По словам Артемьева, ФАС уже подготовила законопроект. Идею поддержали и Шувалов, и Медведев.

Основные преимущества электронных конкурсов — доступность и упорядоченный документооборот, объясняет гендиректор Единой электронной торговой площадки Антон Емельянов. Сейчас если конкурс объявляет заказчик из другого региона, то существенно возрастают затраты — нужно собрать большое количество бумаг, доставить их заказчику, посетить мероприятие с вскрытием конвертов, продолжает он, а электронная процедура позволит без проблем участвовать в нескольких конкурсах сразу. Сложно судить, насколько более прозрачной сделают процедуру электронные конкурсы, ведь нарушения есть и на электронных аукционах, замечает Золотарева, но хуже, чем сейчас, точно не будет.

Ведомости

Поделитесь