26 марта 2021 года вице-президент РСПП А.В.Мурычев принял участие в XXII Всероссийской банковской конференции «Банковская система России 2021: качество активов, бизнес-модели и регулирование», которую ежегодно проводит Ассоциация банков России.
А.В.Мурычев выступил на Пленарной сессии «Оценка текущей макроэкономической ситуации, задачи по нормализации работы банковского сектора и прогнозы развития экономики». Он рассказал об актуальных направлениях взаимодействия банков и предприятий в целях развития экономики. Отметил работу РСПП по формированию Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030, а также дорожной карты по развитию рынка капитала, которая в настоящее время формируется в Минэкономразвития по поручению А.Р.Белоусова. В рамках дорожной карты в настоящее время обсуждается предложение по стимулированию кредитных организаций для предоставления финансирования на инвестиционные проекты СЗПК, в том числе путем защиты мотивированного суждения банка-кредитора о проекте СЗПК, а также увеличение грейс-периода (процентные каникулы) с 3-х до 5-ти лет для проектов СЗПК в целях стимулирования кредитных организаций к предоставлению финансирования на инвестиционные проекты в рамках СЗПК.
А.В.Мурычев отметил, что начался новый этап отношений бизнеса и власти. Создаются предсказуемые условия для реализации инвестиционных проектов. Заработал СЗПК, подписаны первые 29 соглашений с общим объемом финансирования более 1 трлн рублей. Есть первый опыт инвестирования в проекты средств ФНБ (нефтехимия). Тем не менее, РСПП считает, нужно донастраивать инструменты, переводить механизм СЗПК на региональный уровень для поддержки МСБ и создания цифровой платформы для их сопровождения. Надо выстраивать систему контрциклического хеджирования. При возникновении сильной волатильности на рынке в связи с ухудшением коньюктуры, санкционным давлением, сокращением финансирования – включить механизм, покрывающий дефицит финресурсов привлечением средств под гарантии институтов развития или снижением коэффициентов рисков для банков под инвестпроеты – включить инвестиционный налоговый маневр. Дать возможность предприятиям часть прибыли инвестировать в новые производственный мощности и перевооружение.
А.В.Мурычев рассказал о начале в РСПП системной работы с Правительством РФ по стимулированию инвестактивности по видам расходов инвестиционных вычетов, ускоренной амортизации. Стоит задача проанализировать динамику на основе отчета по налоговым расходам и льготам с целью пересмотра неактуальных налоговых режимов, а также прийти к консенсусу по поводу базовой налоговой ставки для предприятий. При этом необходимо устранить системные ограничения деловой активности: избыточное давление правоохранительных органов, ликвидация нехватки квалифицированных кадров, завершение реформы контрольно-надзорных органов.
Из конкретных предложений в части взаимодействия предприятий с банковской системой А.В.Мурычев отметил поддерживаемое РСПП предложение в дорожную карту относительно возможности кредитной организации осуществить улучшение категории качества ссуды, выданной в рамках финансирования СЗПК-проекта, и соответственно снижения размера резерва по кредиту. Данная мера, в том числе, будет способствовать осуществлению кредитными организациями рефинансирования в Банке России под залог кредитов, выданных в рамках СЗПК, в случае если соответствующий проект внесен в специализированный реестр.
Для стимулирования кредитных организаций к предоставлению финансирования на инвестиционные проекты в рамках СЗПК в проекте дорожной карты также предлагается увеличение срока нераспространения требования о формировании резервов в повышенном размере на ссуды, предоставленные на реализацию инвестиционных проектов в течение всей инвестиционной фазы проекта (до 5 лет), в том числе с длительным льготным периодом уплаты процентов и возврата тела кредита в случае, если соответствующий проект внесен в специализированный реестр (СЗПК), а также при условии наличия у проектной компании кредитного рейтинга не ниже "А" по национальной шкале.
Говоря о взаимодействии банковской системы и отдельных отраслей экономики, А.В.Мурычев отметил, что в РСПП успешно показывает себя созданная при Комиссии по банкам и банковской деятельности рабочая группа по развитию финансирования деятельности застройщиков и ипотеки. Она объединила ключевых представителей девелопмента и банков. Она работает над выработкой по возможности максимально консолидированной позиции и предложений по направлениям СЗПК, цифровой ипотеки, открытия счетов без явки в офис банка, секьюритизации, счетам эскроу и т.д.
Крайне интересно, считает А.В.Мурычев, взаимодействие предпринимательского и банковского сообщества в вопросах развития финансовых технологий и цифровизации. В частности, сказал А.В.Мурычев, мы планируем в ближайшее время выработать совместную с Ассоциацией банков России позицию по проекту создания цифрового рубля. 1 апреля запланировано проведение расширенного заседания Комиссии РСПП по банкам и банковской деятельности, на котором будут обсуждаться результаты опроса бизнеса, проведенного РСПП.
А.В.Мурычев обратил внимание на проблемные моменты при взаимодействии банковской системы и предприятий. В частности, он надеется, что создаваемая Банком России платформа «Знай своего клиента» позволит избежать имеющих место перегибов по отказам в совершении операций, приостановлению операций и снизить нагрузку на предприятия по многократному предоставлению информаций в рамках мер по ПОДиФТ в различные банки.
На сессии также выступили представители Банка России, федеральных органов исполнительной власти, банков, экспертного сообщества. Вел заседание председатель Совета Ассоциации банков России, председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку, член Правления РСПП А.Г. Аксаков.
Заместитель министра финансов А.В.Моисеев отметил, что диапазон ставок задан Едиными направлениями денежно-кредитной политики в пределах 5-6%, и все должны понимать, что ставки будут расти.
Он также сказал, что "Программа 6,5" была антикризисной, и пока нет решения о том, в каком виде она будет реализовываться дальше и будет ли продлеваться. "Эта программа стала по сути массовым инструментом хеджирования рисков по ипотеке. Мы не можем брать на себя процентный риск всей банковской системы", - подчеркнул заместитель министра финансов.
А.В.Моисеев проинформировал участников конференции, что Минфин внес изменения в постановление по льготной ипотеке, и теперь субсидирование процентной ставки распространяется и на программы индивидуального жилищного строительства.
Заместитель Председателя Банка России О.В.Полякова отметила, что принятые во время пандемии решения регулятора дали возможность банкам и их клиентам смягчить удар, нанесенный эпидемиологической ситуацией. В не меньшей степени этому способствовала грамотная регуляторная и надзорная политика Банка России, проводимая в предшествующие годы.
"Мы уже сейчас понимаем, как отмена послаблений повлияет на каждый отдельный банк и с каждым из них проводим очень предметную работу, обсуждаем планы выхода из послаблений", - сказала О.В.Полякова. В лучшем положении находятся банки, у которых до пандемии был накоплен определенный запас капитала и не было существенного объема проблемных активов.
Говоря об изменениях в надзоре, она отметила, что основной вопрос для регулятора сейчас - переход на датацентричный подход. Своевременное получение данных позволит Банку России владеть всей полнотой информации и оперативно принимать решения, а банкам даст возможность сэкономить время на составление больших объемов отчетности.
"Что касается остальных надзорных процедур, то мы постепенно возвращаемся к нормальному режиму, в частности, в этом году нам предстоит провести оценку внутренних процедур оценки достаточности капитала", - сказала О.В.Полякова. При этом она обратила особое внимание на то, что процесс управления капиталом, ключевыми рисками и определение адекватного риск-аппетита не должен носить формальный характер.
Говоря об инспекционных проверках, О.В.Полякова сообщила, что регулятор старается переходить к использованию контактного надзора на риск-ориентированной основе и следовать тренду на анализ бизнес-моделей, выявление слабых мест и использование надзорного стресс-тестирования в диалоге с банками.