Вице-президент РСПП Александр Мурычев: Обеспечение конвертируемости рубля в дружественных странах - важнейший фактор поддержки экспортно-импортной деятельности российских компаний

Обложка новости

10 октября 2022 г. в Государственной Думе состоялся круглый стол на тему «Финансовые институты и механизмы поддержки экспортно-импортных сделок в условиях санкционного давления», организованный Комитетом Госдумы по финансовому рынку. В заседании принял участие вице-президент РСПП Александр Мурычев, выступив с докладом: «Перспективы экспортно-импортных операций: взгляд бизнеса».

Алекснадр Мурычев обратил внимание на то, что согласно данным опроса, проведенного РСПП в июле этого года, по мнению компаний, российская экономика в полной мере должна быть встроена в мировую экономику, и что крайне значимо сохранить экспортные поставки. Зависимость бизнеса от импорта технологий, оборудования, сырья, материалов, комплектующих не столь критично, как принято считать. При этом, по мнению большинства респондентов, упрощение процедур для импорта критической продукции должно быть краткосрочным с обеспечением предсказуемости сроков их отмены.

Опрос членов РСПП также показал, что сохраняется спрос на государственную поддержку при экспорте, даже в условиях санкций необходимо продолжение реализации программ и наиболее востребованных мер поддержки экспортной активности. Более того, в условиях санкционных ограничений необходимо выделить дополнительные ресурсы, в том числе, чтобы содействовать выходу компаний на рынки. С учетом выхода на новые рынки, стоит подумать о «праве на ошибку» (повышении «аппетита к риску») для институтов поддержки экспорта.

По мнению Александра Мурычева приоритетными мерами финансовой поддержки экспорта для содействия выходу на новые рынки могут являться: специальные программы по поддержке выхода на новые географические рынки (Африка, Латинская Америка, Азия, СНГ); поддержка участия в выставочно-ярмарочных мероприятиях; субсидии на сертификацию; страхование экспорта. Для запуска экспортоориентированных проектов - льготный кредит; структурное и проектное финансирование. Для поддержки больших новых экспортоориентированных проектов эффективен перезапущенный механизм СЗПК, снимающий хотя бы частично проблему непредсказуемости условий реализации проектов.

Александр Мурычев отметил, что государство может помочь бизнесу в экспортно-импортной деятельности развитием транспортно-логистической инфраструктуры внутри России (погранпереходы, порты, терминалы, подъездные дороги и т.д.), более активным продвижением интересов российских экспортёров в рамках межправительственных комиссий, созданием нового механизма деловых расчетов (расчёты в национальных валютах и т.д.), содействием в организации поставок экспортной и импортной продукции через промежуточные юрисдикции со сменой страны происхождения.

Другим важнейшим направлением поддержки экспортно-импортных сделок в условиях санкционного давления, считает Александр Мурычев, является целенаправленная работа государства по нормализации ситуации с взаиморасчетами российских компаний в рамках внешнеэкономической деятельности. Ключевой проблемой российских компаний согласно опросу является санкционные ограничения третьих стран. Главный фактор, влияющий на эффективность расчетов - увеличение сроков проведения платежей вплоть до полной остановки платежа.

В этой связи изменяются предпочтения российских компаний, как по валютам, так и по географии внешнеэкономической деятельности. В ситуации полной неопределенности с расчетами компании самостоятельно ищут пути решения проблем, среди наиболее эффективных мер изменение валюты контракта или валюты расчетов на рубли, изменение валюты контракта на «несанкционные валюты».

Наиболее эффективными общесистемными мерами в трансграничных расчетах компании назвали: развитие санкционноустойчивых трансграничных систем передачи финансовых сообщений; расширение корреспондентских отношений международных кредитно-финансовых институтов с российскими банками; развитие инструментов денежного рынка в несанкционных валютах.

Александр Мурычев подчеркнул, что, с точки зрения бизнеса, работа по снижению зависимости от расчетов в валютах недружественных стран – одна из важнейших задач. Но главное не ограничивать, а создавать условия для расчетов в рублях и в валютах дружественных стран. В этой связи целесообразно сформировать механизм оперативного взаимодействия между бизнесом и властью по вопросам осуществления трансграничных расчетов между нашими экономиками, обеспечивающего, в частности:

  • обсуждение на экспертном уровне выявляемых барьеров при осуществлении международных (трансграничных) расчетов с участием российских компаний и вынесение на обсуждение межведомственной рабочей группы предложений по устранению выявленных барьеров;
  • выявление и поддержка наиболее приоритетных для бизнеса направлений, валют, механизмов расчетов с учетом санкционных рисков;
  • содействие информированию предприятий в режиме максимальной конфиденциальности (через закрытые мероприятия бизнес-объединений) о возможностях по осуществлению международных (трансграничных) расчетов с участием российских компаний в текущих условиях.

Для решения этих задач, сказал Александр Мурычев, целесообразно формирование информационно-аналитической системы по выявлению и поддержке наиболее приоритетных для бизнеса направлений, валют, механизмов расчетов, содействия информированию предприятий в режиме максимальной конфиденциальности о возможностях по осуществлению международных (трансграничных) расчетов с участием российских компаний в текущих условиях. В настоящее время в РСПП прорабатывается создание соответствующей платформы, ключевым аспектом которой будет обеспечение баланса между доступностью информации и конфиденциальностью предлагаемых решений.

Чтобы не допустить концентрацию рисков применения санкций при осуществлении расчетов необходимо создание условий для расширения и разветвления взаимодействия в сфере трансграничных расчетов, прежде всего, в несанкционных валютах, в том числе в «мягких» валютах. Для этого целесообразно: 

  • обеспечение для банков привлекательности открытия счетов в любых наших национальных валютах (в частности, через внедрения более гибких регуляторных требования по валютным рискам);
  • предоставление возможности организациям-нерезидентам удаленно открывать счета в банках в наших валютах;
  • обеспечение функционирования СПФС Банка России и, возможно, других несанкционных систем передачи финансовых сообщений с максимально широким кругом дружественных стран;
  • обеспечение конвертируемости рубля в дружественных странах и мягких валют в Российской Федерации является основным фактором поддержки экспортно-импортной деятельности российских компаний.  Надо рассмотреть возможность назначения маркетмейкерами по конвертации мягких валют ряд банков и предоставить им право выкупа национальных валют по курсам в определенном коридоре, формуле, определяемой на межправительственном уровне, также регламентировать объемы операций и спред между встречными сделками. Обеспечить соответствующую докапитализацию таких банков и изменение достаточных уровней нормативов для этих банков по операциям и объему активности валютах. Рассмотреть вопрос создания аналогичных маркетмейкеров на стороне дружественных стран с активной поддержкой со стороны правительства РФ, в том числе соучастием в финансировании;
  • развитие инструментария денежного рынка в «несанкционных» валютах, в том числе открытие свопов между Банком России и национальными банками дружественных стран о взаимном обмене кредитными линиями в национальных валютах со сроками не менее 3 лет. Это даст необходимую ликвидность и возможность импортерам и экспортерам заключать срочные сделки на срок до 1-2 лет по наименованиям продукции с длительным сроком производства и логистики без привязки к доллару/евро;
  • формирование систем независимых от «санкционных» валют взаиморасчетов путем создания инфраструктурных, экономических и регуляторных условий для функционирования цифровой расчетно-клиринговой, включая формирование фонда ликвидности, инструментов и механизмов управления им, программно-технического инструментария функционирования цифровой валюты и т.п.; 
  • обеспечение функционирования механизмов непрямых взаиморасчетов, в частности, механизмов международного факторинга, системы взаиморасчетов на основе оборота цифровых прав («цифровой бартер»).
Поделитесь