10 октября 2025 года Минпромторг России провел встречу с представителями Федерального кадрового резерва руководящего состава оборонно-промышленного комплекса (ОПК) Российской Федерации. В повестке встречи обсуждались вопросы прогнозного состояния экономики Российской Федерации, экономическое партнерство государства и организаций ОПК.
Во встрече принял участие и выступил вице-президент РСПП Александр Мурычев. В своем выступлении он сказал, что сегодня именно ОПК проактивно реагирует на возникающие в обществе сигналы угроз, и первыми внедряют высокотехнологичные решения военного назначения, которые могут быть адаптированы к гражданской продукции.
«В настоящее время можно рассматривать военно-гражданскую интеграцию не только как инструмент поддержания технологического уровня бизнесов в сфере ОПК, но и как источник восполнения дефицита финансовых ресурсов, а также способ развития ОПК за счет тестирования новых технологий в мирном секторе экономики, получения свежих идей из гражданского сектора. И бизнес проявляет заинтересованность в этой интеграции.
При этом сталкивается с фундаментальным противоречием: с одной стороны — амбициозные национальные цели, требующие динамичного роста, с другой — жесткая денежно-кредитная политика, которая сдерживает этот рост. Высокая ключевая ставка, которая даже после сентябрьского снижения составляет 17%, — это не просто цифра. Это прямой вычет из инвестиционного потенциала предприятий ОПК и не только.
Ситуация в промышленности в условиях высоких ставок уже привела к сокращению прибыли, оборотных средств и снижению рентабельности компаний, и главное к сворачиванию будущих инвестиционных программ. Мы вошли в инвестиционную паузу. Прогнозируемый рост экономики в 1-1.3% — это скорее траектория стагнации, а не выполнения президентского Указа о национальных целях развития до 2030 года.
Позиция РСПП заключается не в отрицании важности контроля над инфляцией, а в более сбалансированном подходе», - заявил вице-президент РСПП.
«Требуется корректировка цели по инфляции. Жесткое следование цели в 4% в период структурной трансформации экономики нереалистично и сдерживает рост. Период наиболее динамичного развития России в 2000-2008 годах сопровождался инфляцией около 13%, что доказывает: рост возможен и в условиях умеренно-высокой инфляции. Целесообразно рассмотреть ее повышение до 6-7%, это повысит доверие к политике Банка России и даст пространство для маневра.
Необходимо пересмотреть подход к нейтральной процентной ставке. Заявленный Банком России ориентир нейтральной процентной ставки в 7.5-8.5% вызывает вопросы, так как условия для его расчета на практике не достигаются. Требуется методологическая корректировка с учетом новых реалий. Высокая реальная ставка душит инвестиции, и бизнес ощущает это на себе каждый день.
Крайне важна синхронизация ДКП с бюджетной политикой и национальными целями. Трехлетний горизонт планирования ДКП недостаточен. Его необходимо расширить как минимум до 2030 года, синхронизировав с горизонтом национальных целей. Необходимо дать более реалистичную оценку проинфляционного эффекта бюджетных расходов и активнее координировать с Правительством свои действия.
Отдельно хотелось бы остановиться на программах Банка России и Правительства по субсидированию процентных ставок — это критически важный, но недостаточный мост между высокой ставкой и потребностями бизнеса в инвестициях.
Эти программы позволяют направлять ресурсы в приоритетные сектора, однако их масштаб несопоставим с объемом проблем, стоящих перед экономикой. Бизнес предлагает не просто сохранить, а кардинально усилить эти инструменты, обеспечив долгосрочную предсказуемость механизмов субсидирования. Для масштабных инвестиций в основной капитал бизнесу нужна гарантия, что поддержка будет стабильной не один-два года, а на весь жизненный цикл проекта.
Конечно не только субсидирование способно стимулировать экономику к росту, во всех развитых странах этому способствует меры, направленные на развитие финансового рынка как источника долгосрочных денег.
Альтернатива банковскому кредитованию - выход компаний на IPO и SPO, который позволяет предприятиям привлекать более дешевый и долгосрочный капитал, снижая инфляционное давление, создаваемое кредитной экспансией.
Инструмент структурной трансформации: «Длинные деньги» населения, направленные через фондовый рынок, становятся внутренним источником капитала для модернизации производства и развития высокотехнологичных секторов.
Сейчас жизненно необходимо перенастроить финансовую систему так, чтобы сбережения наших граждан и прибыль компаний преобразовывались в капитал для модернизации и роста, а не уходили в краткосрочные спекуляции или накапливались в виде «мертвых» активов», - заключил Александр Мурычев.