Вместо ассоциации с ЕС Армения будет вступать в Таможенный союз

© Пресс-служба РСПП

Вчера на переговорах в резиденции российского президента Владимира Путина в Ново-Огареве президент Армении Серж Саргсян заявил о решении страны вступить в Таможенный союз. Армения намерена предпринять необходимые практические шаги для этого, а в последующем хочет участвовать и в формировании Евразийского экономического союза, говорится в совместном заявлении президентов по итогам переговоров. Путин решение Саргсяна поддержал и пообещал всемерно содействовать процессу присоединения Еревана.

Если Армения выберет присоединение к Таможенному союзу России, Белоруссии и Казахстана, она не сможет подписать договор о свободной торговле с Евросоюзом, прокомментировал BNS решение Саргсяна министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс (Литва председательствует сейчас в совете министров Евросоюза). О завершении переговоров по заключению соглашения об ассоциации с ЕС и созданию зоны свободной торговли между Арменией и союзом заявили в конце июля верховный представитель ЕС по внешней политике Кэтрин Эштон и комиссар союза по расширению Штефан Фюле. Соглашение, по их словам, могло быть парафировано на саммите «Восточного партнерства» 29 ноября в Вильнюсе.

Еще в прошлом году Армения вступать в Таможенный союз не собиралась. В мае 2012 г. премьер-министр страны Тигран Саркисян в «Ведомостях» писал, что вступление в Таможенный союз для его страны несодержательно в силу геополитических причин — нет общих границ ни с Россией, ни с Казахстаном, ни с Белоруссией. Армения, по его словам, предлагала разработать особую форму сотрудничества с Таможенным союзом. Соглашение о свободной торговле с ЕС, по его словам, обеспечивало бы значительный прогресс Армении, существенно увеличило бы ее экспорт и импорт. Отсутствие общей границы не является непреодолимым препятствием, говорил председатель коллегии Евразийской комиссии Виктор Христенко в интервью «Ведомостям», приводя в пример Калининградскую область — эксклав России.

Смену вектора Саргсян объяснил национальными интересами Армении, оговорив, что решение не является отказом от диалога с европейскими структурами. «Сейчас наши партнеры по ОДКБ формируют новую платформу экономического взаимодействия. Я не раз говорил, что, находясь в одной системе военной безопасности, невозможно и неэффективно изолироваться от соответствующего геоэкономического пространства», — цитирует Саргсяна «Новости-Армения».

Большой экономической выгоды от вступления в Таможенный союз Армения не получит, говорит эксперт Центра Карнеги Алексей Малашенко: решение Еревана — абсолютная победа России в реализации ее проекта по евразийской интеграции, особенно на фоне того, что происходит в отношениях с Украиной и Белоруссией. Решение Армении было ожидаемым, учитывая ее стратегическое партнерство с Россией, карабахскую проблему. Статус-кво от вступления в Таможенный союз в регионе не изменится, будет критика решения Еревана со стороны Запада, но недолгая, говорит Малашенко.

В сражении между евразийским и европейским проектом победил ОДКБ, несмотря на очень острые дискуссии о приоритетах в ближайшем окружении Саргсяна, говорит политолог Алексей Власов. Решение президента Армении означает, что у Еревана после августовского визита Путина в Азербайджан появились сомнения в том, что Россия будет продолжать выступать гарантом безопасности Армении, указывает Власов. Путин, по его оценке, нашел прекрасный ответный ход на заявление президента Украины Виктора Януковича, который во время выступления в парламенте Украины выразил намерение подписать в Вильнюсе соглашение об ассоциации с ЕС.

Экономическая выгода Армении, перед которой, как перед Казахстаном, не стояла проблема китайского ширпотреба, будет в том, что российские предприятия начнут наконец модернизацию принадлежащих им в стране предприятий, теперь ее будут политически мотивировать, указывает Власов. Всего, по данным Путина, в Армении работают около 1300 российских компаний. О первом проекте Путин объявил вчера в присутствии Саргсяна: РЖД готова инвестировать в армянскую железную дорогу около 15 млрд руб. Серьезной оппозиции это решение в армянском обществе не встретит, там, наоборот, сетуют на недостаточное присутствие России, указывает Малашенко.

Затруднительность положения Армении — в сильной зависимости от России, в первую очередь от ее энергосырья, повышение цен на газ — это сильный удар по экономике, говорит Лилит Геворкян из IHS Global Insight.

Для российского рынка приращение Арменией незначительно, в Таможенном союзе Россия несет на себе основную тяжесть интеграционного ярма и Армения сможет получать от нее больше, чем в нынешней конфигурации отношений, Москва же от присоединения Еревана получает союзника гораздо более лояльного, чем Белоруссия, говорит Алексей Портанский из ВШЭ.

Ведомости

Поделитесь