Вопросы обеспечения качества продукции пищевой и перерабатывающей промышленности обсудили на парламентских слушаниях

Обложка новости

19 июня 2025 года на базе Российского государственного аграрного университета МСХА имени К.А. Тимирязева под руководством Первого заместителя председателя Комитета Совета Федерации РФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергея Митина проведены парламентские слушания на тему: «Развитие производства и обеспечение качества продукции пищевой и перерабатывающей промышленности: проблемы и перспективы».

В мероприятии приняли участие представители Минсельхоза России, Минобрнауки, Минпромторга, Минэкономразвития, Роспотребнадзора, Россельхознадзора, Росрыболовства, Роскачества, Росстандарта, Росаккредитации, представители отраслевого и научного сообществ, более 60 субъектов РФ.

В слушаниях также приняли участие члены и эксперты Комиссии РСПП по агропромышленному комплексу и продовольственной безопасности.

Участники встречи обсудили проблемы и перспективы отрасли. Так, Сергеем Митиным было отмечено, что за последние 10 лет наблюдается устойчивый рост производства продовольствия, темпы которого опережают рост промышленного производства. В том числе, за 2024 год произведено 10,4 млн тонн растительного масла, 9,9 млн тонн муки, 6,6 млн тонн сахара, 6,3 млн тонн хлеба, около 2 млн тонн крупы, 330 тыс тонн сливочного масла, 841 тыс тонн сыра.

Также отмечено, что рацион питания россиян несбалансирован и характеризуется нехваткой овощей — на 26% меньше нормы, фруктов — на 23% меньше нормы, мяса и птицы — на 20%.

По его словам, вопросы продовольственной безопасности, противодействия незаконному обороту контрафактной и фальсифицированной пищевой продукции находятся на особом контроле профильного Комитета Совета Федерации.

Обращено внимание на то, что активно совершенствуется система правовых норм, стандартов, механизмов контроля и надзора, направленных на минимизацию рисков появления на российском рынке контрафактной и фальсифицированной продукции. За период с 2018–2023 гг. принято несколько новых федеральных законов регулирующих качество конкретных товарных групп. Им высказано мнение, что нормативно не закреплена ответственность пользователей систем за невнесение или предоставление недостоверной информации, не определены и органы власти, уполномоченные за контролем за такой информацией. «Учитывая переход к риск-ориентируемому подходу в системе государственного контроля и надзора, представляется целесообразным ускорить работу по внесению соответствующих изменений в законодательство», — убежден парламентарий.

Отмечено, что налажен системный подход Российской системы качества к мониторингу различных сегментов российского рынка продовольствия. В сочетании с инструментами цифровой маркировки «Честный знак», цифровой трансформацией контрольно-надзорной деятельности Россельхознадзора и Роспотребнадзора такая работа дает свой результат.

Было заявлено, что использование технологии искусственного интеллекта позволили Россельхознадзору в 30 раз сократить время анализа данных, увеличив охват выборки анализа в 5 тысяч раз, а эффективность принятия мер административного и профилактического характера выросла в более чем 165 раз. По оценкам экспертов отрасли, за счет внедрения цифровых систем и ужесточения штрафов доля фальсификата в мясной продукции снизилась до 10–15%, в молочной — до 10–12%, в рыбе – до 15–20%.

Высказано мнение о необходимости ведения работы по дополнительной защите российского рынка продовольствия от проявлений недобросовестной конкуренции со стороны зарубежных товаропроизводителей, а также рынка питьевой воды, реализуемый в розлив.

Поделитесь