19 июня 2025 года на базе Российского государственного аграрного университета МСХА имени К.А. Тимирязева под руководством Первого заместителя председателя Комитета Совета Федерации РФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергея Митина проведены парламентские слушания на тему: «Развитие производства и обеспечение качества продукции пищевой и перерабатывающей промышленности: проблемы и перспективы».
В мероприятии приняли участие представители Минсельхоза России, Минобрнауки, Минпромторга, Минэкономразвития, Роспотребнадзора, Россельхознадзора, Росрыболовства, Роскачества, Росстандарта, Росаккредитации, представители отраслевого и научного сообществ, более 60 субъектов РФ.
В слушаниях также приняли участие члены и эксперты Комиссии РСПП по агропромышленному комплексу и продовольственной безопасности.
Участники встречи обсудили проблемы и перспективы отрасли. Так, Сергеем Митиным было отмечено, что за последние 10 лет наблюдается устойчивый рост производства продовольствия, темпы которого опережают рост промышленного производства. В том числе, за 2024 год произведено 10,4 млн тонн растительного масла, 9,9 млн тонн муки, 6,6 млн тонн сахара, 6,3 млн тонн хлеба, около 2 млн тонн крупы, 330 тыс тонн сливочного масла, 841 тыс тонн сыра.
Также отмечено, что рацион питания россиян несбалансирован и характеризуется нехваткой овощей — на 26% меньше нормы, фруктов — на 23% меньше нормы, мяса и птицы — на 20%.
По его словам, вопросы продовольственной безопасности, противодействия незаконному обороту контрафактной и фальсифицированной пищевой продукции находятся на особом контроле профильного Комитета Совета Федерации.
Обращено внимание на то, что активно совершенствуется система правовых норм, стандартов, механизмов контроля и надзора, направленных на минимизацию рисков появления на российском рынке контрафактной и фальсифицированной продукции. За период с 2018–2023 гг. принято несколько новых федеральных законов регулирующих качество конкретных товарных групп. Им высказано мнение, что нормативно не закреплена ответственность пользователей систем за невнесение или предоставление недостоверной информации, не определены и органы власти, уполномоченные за контролем за такой информацией. «Учитывая переход к риск-ориентируемому подходу в системе государственного контроля и надзора, представляется целесообразным ускорить работу по внесению соответствующих изменений в законодательство», — убежден парламентарий.
Отмечено, что налажен системный подход Российской системы качества к мониторингу различных сегментов российского рынка продовольствия. В сочетании с инструментами цифровой маркировки «Честный знак», цифровой трансформацией контрольно-надзорной деятельности Россельхознадзора и Роспотребнадзора такая работа дает свой результат.
Было заявлено, что использование технологии искусственного интеллекта позволили Россельхознадзору в 30 раз сократить время анализа данных, увеличив охват выборки анализа в 5 тысяч раз, а эффективность принятия мер административного и профилактического характера выросла в более чем 165 раз. По оценкам экспертов отрасли, за счет внедрения цифровых систем и ужесточения штрафов доля фальсификата в мясной продукции снизилась до 10–15%, в молочной — до 10–12%, в рыбе – до 15–20%.
Высказано мнение о необходимости ведения работы по дополнительной защите российского рынка продовольствия от проявлений недобросовестной конкуренции со стороны зарубежных товаропроизводителей, а также рынка питьевой воды, реализуемый в розлив.