8 мая 2020 года Всемирной торговой организацией опубликован новый доклад, призванный помочь наименее развитым странам (НРС) лучше понять связанные с торговлей последствия выхода из статуса НРС. Результатом совместных усилий ВТО и расширенной комплексной Рамочной программы (ЕИФ) «торговые последствия выхода НРС из ВТО» является анализ того, как выход из нее может повлиять на участие НРС в мировой торговле, включая их доступ к экспортным рынкам, и последствия для их обязательств в рамках ВТО.
Этот доклад является ответом на просьбу группы НРС в ВТО провести анализ того, как выход из нее повлияет на торговые отношения стран. НРС пользуются особым режимом в ВТО, в частности в том, что касается расширения возможностей доступа на рынки и осуществления правил и норм ВТО.
Этот доклад был подготовлен до начала эпидемии COVID-19 и недавно опубликованного торгового прогноза ВТО, который предсказывает резкое сокращение мировой торговли в этом году. Тем не менее это исследование по-прежнему актуально, поскольку в нем рассматриваются последствия для торговли в результате исключения из списка, а не факторы, которые могут ограничить перспективы выхода из него из-за пандемии.
Член ВТО «выходит» из статуса НРС, когда он соответствует определенным социально-экономическим пороговым значениям, установленным Организацией Объединенных Наций (ООН). Решение об исключении из перечня принимается членами ООН по рекомендации Комитета по политике в области развития – консультативного органа Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС).
В настоящее время насчитывается 47 НРС, из которых 12 находятся на различных стадиях процесса выхода. Из этих НРС семь являются членами ВТО (Ангола, Бангладеш, Лаосская Народно-Демократическая Республика, Мьянма, Непал, Соломоновы острова и Вануату), а три находятся в процессе переговоров о вступлении в ВТО (Бутан, Сан-Томе и Принсипи и Тимор-Лешти). Двумя другими НРС, находящимися на пути выхода из этой категории, являются Кирибати и Тувалу.
В докладе отмечается, что, хотя НРС, вышедшие из списка, имеют различные экономические и торговые характеристики, для большинства из них последствия выхода из него представляются ограниченными, и лишь незначительное повышение тарифов станет результатом потери преференций. Самое большое влияние, вероятно, будет оказываться на несколько экспортных товаров (одежда, рыбные продукты, обувь), предназначенных для нескольких рынков развитых стран (Канада, Европейский Союз и Япония). С учетом того, что значительная доля экспорта НРС, выходящего из перечня, направляется на рынки, охватываемые региональными торговыми соглашениями, последствия выхода из него, скорее всего, будут ограниченными для этой торговли.
В докладе рассматриваются варианты выхода НРС из этой категории, в том числе путем заключения соответствующих торговых соглашений с их торговыми партнерами и обращения к инструментам и процедурам, имеющимся в соответствии с правилами ВТО, которые позволяют им взаимодействовать с членами ВТО, если они сталкиваются с трудностями в выполнении своих обязательств. В нем также определяются потенциальные меры поддержки, на которые могут опираться выходящие из списка НРС.
Секретариат ВТО намерен провести под эгидой этого проекта анализ воздействия COVID-19 на исключение НРС из соответствующего перечня.
Полный текст отчета доступен на сайте ВТО