Общий «драйв» нормативной базы и рабочих институтов евразийской интеграции – ЕЭК, ЕАБР, ЕФСР и так далее — это прагматический подход к строительству интеграции. В формулировках Договора о ЕАЭС и в логике выстраивания институтов евразийской интеграции центральное место занимает вполне прагматическое политическое и экономическое целеполагание, а не идеологическое наполнение.
Различные исследования показывают, что наибольшие преимущества в терминах роста ВВП получили малые экономики. Кыргызстан выиграл от роста переводов трудовых мигрантов, роста инвестиций, роста экспорта. Вступление республики в союз в 2015 г. позволило увеличить количество трудовых мигрантов и, несмотря на произошедший в том году кризис, значительно нарастить объем денежных переводов по итогам последних пяти лет. Начиная с 2016 г. (после решения ряда вопросов институционального характера), поставки товаров из Кыргызстана в страны ЕАЭС начали демонстрировать рост. В 2019 г. они достигли 621,1 млн долл. США — на 48,8% больше показателя 2016 г. — 417,5 млн долл. США.
Армения после вступления в ЕАЭС в три раза нарастила экспорт в страны союза: с 236,5 млн долл. США в 2015 г. до 746,1 млн долл. США в 2019 г. Основным рынком сбыта выступила Россия (96,5% взаимной торговли Армении), но увеличение экспорта наблюдалось по направлению всех стран ЕАЭС. В результате после вступления вес армянского экспорта в страны ЕАЭС в совокупном экспорте увеличился с 16% в 2015 году до 28,5% в 2019 г.
Крупным бенефициаром также стала Беларусь в силу важности для республики российского рынка, на который приходится около половины экспорта. Крупные экономики — Россия и Казахстан – также получили положительный эффект от интеграции. По итогам 2019 г. номинальный объем экспорта Казахстана в страны ЕАЭС вырос на 23,4% по сравнению с 2015 г. Казахстанские товаропроизводители стали активнее осваивать рынок Армении, куда поставки за четыре года увеличились в номинальном выражении примерно в 13 раз, и Беларуси — рост почти в два раза.