25 июня 2020 г. Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) опубликован новый доклад «Сырьевые товары в фокусе: специальный выпуск о стратегических сырьевых материалах для производства аккумуляторов». Согласно докладу, одним из результатов кризиса COVID-19 станет быстро растущий спрос на сырье, используемое для производства аккумуляторных батарей, в то время как спрос на нефть как источник энергии будет снижаться.
В докладе отмечается возрастающая роль электрической мобильности и основных материалов, используемых для изготовления перезаряжаемых автомобильных аккумуляторов. Ожидается, что продолжающиеся усилия по снижению выбросов парниковых газов будут стимулировать дальнейшие инвестиции в производство зеленой энергии, которые на протяжении многих лет были стабильными и составляли в среднем около 600 млрд долл. США в год. Согласно оценкам Международного энергетического агентства, продажи электромобилей резко выросли в последние годы, увеличившись на 65% в 2018 году по сравнению с предыдущим годом до 5,1 млн автомобилей, и, как ожидается, достигнут 23 млн в 2030 году. Мировой рынок катодов для производства литий-ионных аккумуляторов, наиболее часто используемых в электромобилях, оценивался в 7 млрд долл. США в 2018 году, а к 2024 г., как ожидается, достигнет 58,8 млрд долл. США.
Запасы сырьевых материалов, необходимых для производства аккумуляторов, сконцентрированы в нескольких странах. Почти 50% мировых запасов кобальта находятся в Демократической Республике Конго (ДРК), 58% запасов лития – в Чили, 80% запасов природного графита – в Китае, Бразилии и Турции, 75% запасов марганца – в Австралии, Бразилии, ЮАР и Украине. В докладе подчеркивается: высоко концентрированное производство, восприимчиво перед лицом политической нестабильности и негативного воздействия природных факторов, что вызывает опасения относительности безопасности цепочек поставок сырьевых ресурсов для производства батарей. Разрывы цепочек поставок могут привести к более узким рынкам, высоким ценам и растущим издержкам производства автомобильных аккумуляторных батарей. Снижение зависимости от критически важного в настоящий момент сырья может привести не только к повышению надежности цепочек поставок, но и к падению доходов стран, производящих соответствующее сырье.
В докладе особо отмечается, что большая часть добавленной стоимости, связанной с использованием сырья в производстве аккумуляторных батарей, создается за пределами самих стран, где производится соответствующее сырье. Так, добавленная стоимость кобальтовых руд из ДРК ограничена производство промежуточных продуктов или концентратов. Дальнейшая обработка и обогащения производятся в Бельгии, Китае, Финляндии, Норвегии и Замбии. ДРК, на которую приходится свыше 2/3 мирового производства кобальта, не может максимизировать собственные экономические выгоды от производства минерала из-за ограничений инфраструктуры, технологий, логистики, финансирования и отсутствия политики, способствующей генерации добавленной стоимости. При этом производство анодов для автомобильных батарей сконцентрировано преимущественно в Азии: Китае, Японии и Республике Корея.
Еще один блок проблем, о котором особо говорится в докладе, связан с социальным и природным воздействием при производстве сырьевых материалов для аккумуляторов. Так, более 20% кобальта, поставляемого из ДРК, добывается на шахтах, где используется детский труд и зарегистрированы нарушения прав человека. До 40 000 детей работают в экстремально опасных условиях в таких шахтах. В Чили добыча лития потребляется почти 65% воды в регионе Салар де Атамака, одном из наиболее засушливых на планете. В результате истощаются и загрязняются подземные воды, что вызывает деградацию окружающей среды и приводит к миграции местных фермеров и пастухов из региона. Соответствующее негативное воздействие может быть снижено посредством наращивания инвестиций в технологии производства сырья и переработку использованных аккумуляторов.