Замедление экономики России уже ударило по бюджетам всех уровней

©

Замедление экономики России уже ударило по бюджетам всех уровней: за первые пять месяцев нынешнего года налогов собрано меньше, чем за тот же период прошлого года. Хуже всего себя чувствуют регионы. Последний раз сборы падали в кризис.

С января по май этого года в консолидированный бюджет собрано на 0,4% меньше налогов, чем за аналогичный период прошлого года, свидетельствуют данные ФНС. Падение незначительно, но сам факт снижения в номинальном выражении — плохой знак, предупреждает эксперт Экономической экспертной группы Александра Суслина: «Такое происходит  в первый раз с кризисного 2009 года».

В процентах ВВП снижение драматическое: с 19,7 до 17,8% ВВП, приводит данные Суслина. Это серьезный урон для бюджета, солидарна с нею директор Центра развития Высшей школы экономики Наталья Акиндинова: у нас запланирован рост налоговых поступлений, а регионы закладывали даже двузначные темпы роста. Еще по итогам четырех месяцев налоговые поступления показывали рост на 8% год к году, отмечает Акиндинова, но майская экономическая статистика нас не обрадует.

ФНС прямо связывает недобор налогов с замедлением роста экономики. В I квартале снижение подтверждали многие индикаторы — индекс промышленного производства, грузооборот транспорта, инвестиции в  основной капитал. А на поступления налоговых платежей негативно повлияли те же факторы, что и в кризисный 2009 год, — снижение прибыли компаний и цен на нефть. В 2009 г. общие налоговые доходы обвалились на 26% за пять месяцев, поступления по налогу на прибыль и по НДПИ рухнули более чем на половину. Но даже небольшое снижение сейчас вызывает тревогу после двузначных темпов роста в предыдущие годы, указывает Суслина.

Быстрое восстановление экономики и низкая база привели к скачку в росте поступлений по налогу на прибыль, вспоминает Акиндинова, в 2010 и 2011 гг. рост за первые пять месяцев составил 35 и 39,5% соответственно. Ухудшение ситуации было отмечено в прошлом году (рост на 6,4% в годовом выражении), а в этом году падение прибылей съело налоговые поступления на 20%, сетует она.

Прибыль компаний начала снижаться из-за стагнации промышленного производства, объясняло Минэкономразвития: причина — сжатие конечного спроса (внешнего и внутреннего), а также отсутствие роста цен на нефть. По данным Росстата, в I квартале сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) предприятий упал на 29,1% в годовом выражении (также первое снижение после 2009 г.). Сокращается инвестиционная активность: капитальные вложения за тот же период снизилось на 0,2%.

Падает прибыль у производителей инвестиционных товаров, так как сырьевые компании сворачивают инвестпрограммы, объясняет главный экономист ФК «Открытие» Владимир Тихомиров: «Экономика слишком зависит от сырьевого сектора, а тот, в свою очередь, — от внешней конъюнктуры».

Плохая конъюнктура снизила и поступления по НДПИ на 0,5% (в декабре 2012 г. — апреле 2013 г. цена на нефть была на 6% ниже год к году, объясняет ФНС). Сказалось и уменьшение добычи нефти: в I квартале на 0,7% в годовом выражении.

Результаты ухудшили и факторы, не связанные с экономическими условиями, продолжает Акиндинова: поступления НДС, которые росли даже в кризис, снизились на 4% год к году, это связано с налоговыми вычетами по инвестпроектам в Сибири и на Дальнем Востоке; это разовое явление, Минфину не стоит беспокоиться. Суслина ожидает коррекции уже по итогам первых двух кварталов.

Рост поступлений по некоторым налогам сгладил общее впечатление: налог на доходы физических лиц увеличился на 12,2% год к году, акцизы — на 24,7%, налог на имущество — на 16,4%. Растут зарплаты чиновников, бюджетников, силовиков, объясняет устойчивость поступлений НДФЛ Тихомиров, причин для радости мало: «Это искусственный рост, и он не соответствует состоянию экономики, поэтому и не приводит к росту прибыли компаний через растущий спрос». Отчасти спрос уходит на импорт, люди сберегают все больше, объясняет эксперт, — из-за неясных перспектив.

Недостачу по налогу на прибыль придется компенсировать из нефтегазовых доходов, ожидает Акиндинова, федеральный бюджет справится: цена на нефть все же пока выше плановой. А вот регионам придется туго, предупреждает она: «Им придется либо резать расходы, либо искать средства на рынке публичного долга — хотя их долговая нагрузка и так
критична».

Министр финансов Антон Силуанов заявил, что Минфин продолжит мониторить уровень долгов регионов: те из них, долг которых превышает 50% налоговых и неналоговых доходов, заключают соглашения с Минфином об неувеличении долга. По прогнозам Standard & Poor’s, долг регионов вырастет с 1,5 трлн до 2 трлн руб. на конец текущего года. Замедляющийся экономический рост увеличит дефициты региональных бюджетов в среднем до 9% к 2015 г. против 3% в 2012 г., оценивал заместитель гендиректора Standard & Poor’s Карен Вартапетов.

Налог на прибыль составляет порядка 30% региональных бюджетов, уже в I квартале поступление от него было на 6% ниже прошлогоднего, но в целом доходы регионов в этот период оставались на уровне прошлого года. Регионы выигрывают от роста поступлений по НДФЛ, но в то же время сами и отвечают за рост этих доходов, выполняя указы Владимира Путина, поясняет Тихомиров: «В условиях снижения налога на прибыль их дефициты будут расти».

Ведомости
 

Поделитесь