Съезд РСПП 25 апреля 2024 года

Заседание Комитета РСПП по международному сотрудничеству о «новом облике» торгпредств

© Комитет по международному сотрудничеству

Обложка новости

Фотогалерея

25 октября 2012 года под председательством Президента РСПП А.Н.Шохина состоялось заседание Комитета РСПП по международному сотрудничеству с участием Заместителя Министра экономического развития РФ А.Е.Лихачёва, посвящённое направлениям совершенствования работы российских торговых представительств за рубежом. Перемены могут коснуться статуса, кадрового обеспечения и функций торгпредств, а также основам их взаимодействия с бизнесом.

Открывший заседание Исполнительный вице-президент РСПП Д.В.Кузьмин подчеркнул, что вопрос о работе торговых представительств неоднократно поднимался за прошедшее десятилетие, но лишь впервые он ставится в плоскости клиентоориентированности и соответствия запросам и ожиданиям бизнеса.

 А.Е.Лихачёв подчеркнул, что Минэкономразвития не будет навязывать свою позицию деловому сообществу, а напротив, заинтересовано в диалоге с бизнесом и в принятии решений будет руководствоваться результатами этих консультаций. В настоящее время, по словам А.Е.Лихачёва, торгпредства находятся в области пересечения интересов Минэкономразвития и МИД, хотя, подчеркнул замминистра, конфликта «юрисдикций» между двумя ведомствами в отношении торгпредств практически не возникает. Министерство предполагает сформировать для каждого торгпредства отдельный проектный набор и комплекс «дорожных карт» по продвижению задач, ответственность за реализацию которых будет лежать на торгпреде. «Там где нет запроса от бизнеса или госкорпораций, формат деятельности торгпредств будет изменяться», - отметил А.Е.Лихачёв.

Задачей российских торгпредств должно стать продвижение интересов российского бизнеса на зарубежных рынках. «В это трудно поверить, но Минэкономразвития действительно ничего не потребует от бизнеса в обмен на выстраивание торгпредств вокруг его интересов», - заверил собравшихся замминистра.

По мнению госчиновника, основная проблема в работе торгпредств – низкая мотивация их сотрудников и практически полная их неподконтрольность Министерству экономического развития. Чтобы сдвинуть эту ситуацию с мертвой точки, предполагается ввести коэффициенты показателей эффективности (КПЭ), от которых будет зависеть размер оплаты труда. Кроме того, планируется создать кадровый резерв, систему подготовки, переподготовки, стажировки и обучения. «Мы обращаемся за помощью к бизнесу, приглашаем бизнесменов на «государеву службу» и готовы создавать необходимые для этого условия» - отметил А.Е.Лихачев.

Министерство рассматривает три модели реформирования торгпредств. Первая модель предусматривает интеграцию торгпредств во внешнеполитическую систему и их вливание в систему посольств. Вторая модель исходит из необходимости создания клиентоориентированных торговых представительств при сохранении их государственного статуса, что предполагает значительную модернизацию их деятельности на существующей основе. Согласно третьей модели, торговые представительства могут быть преобразованы в коммерческие агентства продвижения интересов российских компаний.

В ходе заседания состоялось заинтересованное обсуждение каждой из предложенных моделей.

Президент РСПП А.Н.Шохин отметил, что необходимо сохранить торгпредство как инструмент и при этом решить вопрос, какие услуги торгпредства будут готовы оказывать компаниям и на каких принципах будут строиться взаимоотношения в смысле сочетания бесплатных и платных услуг, их стоимостью и принципов определения: либо жестко фиксированными тарифами, либо на рыночной основе.

Ключевой вопрос, по мнению А.Н.Шохина, заключается в оценке реальных возможностей в клиентоориентированности торгпредств и выработке механизма, при котором торгпредства могли бы обслуживать интересы всего бизнеса, а не только отдельных компаний. «Нам необходимо выработать механизм работы торгпредств, ориентированный на разные «целевые аудитории»: крупные российские и международные компании, средний и мелкий бизнес, продвижение российских регионов. При этом такой механизм должен быть предельно четко регламентирован, чтобы не порождать необоснованных ожиданий к какой-либо из сторон» - отметил Президент РСПП.

Немаловажен вопрос о кадровом наполнении торгпредств. «Бизнес мог бы «подставить плечо», порекомендовав кандидатуры наиболее опытных и ответственных предпринимателей на вакантные позиции в торгпредствах» - подытожил А.Н.Шохин.

Продолжившаяся дискуссия касалась долгосрочного планирования географии торгпредств, взаимоотношений торгпредств с федеральными органами исполнительной власти, создания новой нормативной основы работы торгпредств.

Состоявшееся обсуждения стало одной из вступительных встреч с деловым сообществом, направленных на формирование «нового облика» российских торговых представительств в зарубежных странах.

Фотогалерея

Поделитесь