Съезд РСПП 25 апреля 2024 года

Заседание Правительства

© government.ru

Повестка: о дополнительных мерах по поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и ещё 13 вопросов

Стенограмма начала заседания:

Д.Медведев: Добрый день, коллеги! Сегодня у нас с вами довольно-таки обширная повестка дня. Я несколько ключевых вопросов назову, но это не значит, что все остальные не имеют такого значения.

Первый вопрос касается мер по поддержке малого и среднего предпринимательства – тема для Правительства постоянно актуальная, потому что малый и средний бизнес действительно должен стать основным двигателем экономического роста и обеспечить нашей экономике долгожданную конкурентоспособность и, конечно, новые рабочие места.

В последние два года мы приняли целый ряд решений, направленных на поддержку малых и средних предприятий. Это не значит, что до этого ничего не делали, просто уже в посткризисный период принимались определённые решения – и в финансовом плане, и в законодательном плане – для устранения административных барьеров, снижения налоговой нагрузки, для защиты бизнеса от коррупции. Я достаточно подробно об этом говорил на встрече с представителями бизнеса, в основном, правда, крупного, который был в Сочи. Но говорили мы и о поддержке малого бизнеса. Сегодня – о дополнительных мерах. Все они разрабатывались при участии членов Экспертного совета (коллеги приглашены сегодня) и обсуждались на площадке Открытого правительства. О чём идёт речь? Во-первых, речь идёт о продлении льгот по уплате страховых взносов для компаний, которые работают в промышленной и социальной сферах.

Также (в Сочи я об этом сказал) считаю целесообразным подумать о введении налоговых каникул для новых предприятий как минимум на уровне регионов и муниципалитетов, прежде всего, конечно, предприятий производственной направленности, что, конечно, требует отдельного обсуждения.

Во-вторых, должен быть создан федеральный гарантийный фонд поддержки малых и средних компаний. В проекте бюджета на 2014, 2015 и 2016 годы на эти цели дополнительно предусмотрено 30 млрд рублей. Надеюсь, это облегчит доступ соответствующих предприятий к кредитным ресурсам.

В-третьих, предлагается введение специального налогового режима для самозанятых граждан, которые не являются индивидуальными предпринимателями. Такой патент, надеюсь, ускорит приход в экономику тех, кто занимается, по сути, неофициальным предпринимательством, и снизит показатели такой неформальной занятости в данном секторе, а они у нас немаленькие.

В-четвёртых, в системе государственных и муниципальных закупок, а также закупок крупных компаний с государственным участием должны быть определены структура и соответствующая квота на приобретение товаров и услуг малого и среднего бизнеса. Говорили об этом неоднократно, надо переходить к реальным шагам.

И последняя из тех крупных мер, которые предлагаются: Минэкономразвития предлагает с 2015 года передать доходы от налога по «упрощёнке» в пользу местных бюджетов.

Это пока предложения, однозначных решений по всем вопросам нет. Давайте их ещё раз обсудим и окончательно доработаем.

У нас в повестке дня ещё несколько вопросов, включая развитие системы регистрации прав и кадастрового учёта. Мы также рассмотрим вопросы о приоритетах развития евразийской экономической интеграции, имею в виду создание Евразийского экономического союза. Напомню, он должен заработать с 1 января 2015 года. Неделю назад я был в Астане на заседании Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав правительств. Был принят тоже целый ряд решений, так что продолжим эту проблематику.

Сегодня мы также рассматриваем большой пакет из шести законопроектов, которые предусматривают внесение изменений в законодательство и касаются очень важной темы – пенсий, если говорить более точно – сохранности пенсионных накоплений.

Как известно, при формировании пенсионных накоплений граждане 1967 года рождения и моложе имеют право распорядиться соответствующей частью страхового взноса на свою трудовую пенсию, в том числе инвестировать её, выбрав для этого управляющую компанию, или перейти в негосударственный пенсионный фонд. Сегодня пора сделать так, чтобы все средства, которые инвестированы, получили лучшие гарантии, и задача Правительства – обеспечить надёжность вложений и, конечно, пенсионные права.

Предлагаемые в законопроектах меры должны повысить требования к работе негосударственных пенсионных фондов, так называемых НПФов, усилить контроль за инвестированием пенсионных средств, и, самое главное, стало быть, выполнить обязательства перед всеми застрахованными лицами.

Также предусматривается продлить до конца 2015 года право застрахованных граждан выбирать вариант своего пенсионного обеспечения, приняв решение направить на финансирование своей накопительной части пенсии 6% индивидуальной части тарифа страхового взноса или ничего не направлять. Те граждане, которые промолчат, конечно, не потеряют поступившие в их пользу страховые взносы, эти средства пополнят страховую часть их пенсии.

И необходимо заняться минимизацией рисков в том случае, если человек решит сменить страховщика по обязательному пенсионному накоплению. Определяются порядок и условия возмещения недостающих средств и планируется создать фонд гарантирования пенсионных накоплений под управлением государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов». Причём все негосударственные пенсионные фонды, которые намерены будут продолжить свою работу и заниматься обязательным пенсионным страхованием, обязаны будут пройти проверку в Банке России.

Вот основные позиции, которые мне хотелось бы озвучить перед началом работы.

Пожалуйста, по первому вопросу – по малому и среднему предпринимательству – слово для выступления предоставляется Алексею Валентиновичу Улюкаеву.

А.Улюкаев: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! Рассмотрение вопросов о дополнительных мерах поддержки малого и среднего предпринимательства – явно не дежурное обсуждение. Оно происходит в условиях формирования новой экономической модели, о которой Вы, Дмитрий Анатольевич, говорили на форуме в Сочи. Мы должны сделать серьёзный прорыв в области инвестиций, в области роста производительности труда, в области диверсификации нашего производства, и здесь предпринимательская инициатива, инициатива малого и среднего бизнеса как основы предпринимательства крайне важна.

Малый и средний бизнес – это новые рабочие места, в том числе и те рабочие места, которые демпфируют возможное сокращение рабочей силы в случае замены современными, высокотехнологичными, высокопроизводительными рабочими местами тех устарелых, которые сейчас в ряде производств. Малый и средний бизнес – это возможный серьёзный вклад в экономический рост, в то повышение инвестиций в основной капитал, которое намечено в нашей программе деятельности. Партнёрство с малым бизнесом – основа всей этой работы.

Сегодня малый и средний бизнес – это примерно 5,5 млн субъектов. Вроде бы это много, это примерно четверть всех занятых, это почти 20% ВВП, но это существенно меньше, чем в странах с сопоставимым с нами уровнем развития. Более того, эти показатели не улучшаются, а ухудшаются: снижается доля малого и среднего бизнеса в кредитном портфеле российских банков, уменьшается количество самих этих предприятий и количество занятых на них. Они не исчезают в никуда, они пополняют неформальный сектор …

Продолжение следует ...

Поделитесь