Железные дороги огибают бюджетный дефицит
4 Июля 2013 00:00:00
Пресс-служба РСПП

Чтобы не стоять в очереди за Минсельхозом

Сегодня правительство может утвердить параметры бюджета на 2014-2016 годы. Они уже смягчены: за неделю расходы следующего года увеличены на 413 млрд руб. Но если социальный блок и Минсельхоз продолжают бороться за рост трат, один из крупнейших претендентов на деньги — ОАО РЖД — уже не надеется на серьезные вливания и нашло способ рассчитаться за деньги, привлекаемые у ФНБ. Фонду предложат купить 6-12% акций монополии, получить проценты в виде дивидендов, а потом продать бумаги в ходе приватизации ОАО РЖД.

Расходы федерального бюджета на 2014-2016 годы после рассмотрения его основных характеристик на правительственной комиссии по бюджетным проектировкам 24 июня в реальном выражении подорожали в следующем году на 413 млрд руб. (см. "Ъ" от 24 и 25 июля).

Сегодня предлагается утвердить общий объем расходов 2014 года в размере уже 13,8 трлн руб. Но для бюджетополучателей это все равно означает сокращение расходов по сравнению с планом, принятым в 2012 году. По данным Минфина, в 2014 году снижение расходов федерального бюджета составит 1,5% по сравнению с 2013 годом. Рост расходов обещан начиная с 2015 года на 4,8% и в 2016 году на 2,4%.

Основная экономия — за счет сокращения бюджетного трансферта Пенсионному фонду в 2014 году на 470,9 млрд руб. и переноса тяжести инфраструктурных инвестиций на Фонд национального благосостояния (ФНБ) — 450 млрд руб. до 2016 года в самоокупаемые инфраструктурные проекты. Еще один источник — сокращение расходов по всем разделам бюджета, кроме раздела "Национальная оборона".

Обещанный ранее главой Минфина Антоном Силуановым перенос расходов на гособоронзаказ на более поздний срок в последних материалах Минфина не отражен.

Как оказалось, такой бюджетный маневр не устроил не только проигравших. Для ОАО РЖД основные параметры бюджета по-прежнему фиксируют обязательства правительства профинансировать средствами ФНБ Транссиб. Предложения компании включить в этот проект еще и БАМ в материалах к заседанию не учтены. Однако, как рассказал "Ъ" высокопоставленный источник в ОАО РЖД, сейчас обсуждается схема, по которой монополия получит 260 млрд руб. на развитие так Транссиба и БАМа. "Главный вопрос — как обеспечить возврат средств ФНБ с учетом того, что для ОАО РЖД инвестиции в проект неокупаемы на горизонте 50 лет, хотя с точки зрения бюджетной эффективности срок окупаемости оценивается в 22 года",— говорит собеседник "Ъ" в монополии. В итоге ОАО РЖД предлагает правительству микс из прямых бюджетных инвестиций в уставный капитал монополии, не требующих возврата, и вложений из ФНБ. "Идеальной видится пропорция 50 на 50",— говорит источник "Ъ", но он не уверен, что в итоге соотношение будет таким.

При этом средства ФНБ тоже будут направлены напрямую в уставный капитал ОАО РЖД. "Предполагается, что с пакета акций, который будет приобретен ФНБ, будут платиться дивиденды, чтобы обеспечить доходность, не считая мультипликативного эффекта. Речь может идти о 6-12% акций монополии. Возвратность же средств планируется обеспечить после принятия решения о приватизации не ранее 2016 года",— рассказал источник "Ъ". Он уточнил, что для такой схемы потребуются изменения в порядок использования средств ФНБ, поскольку он сейчас не может покупать акции компаний, которые не котируются на бирже. "По сути, по такой схеме может быть реализован первый этап приватизации ОАО РЖД, о котором говорила глава Росимущества Ольга Дергунова",— говорит источник "Ъ". Эта схема предполагает продажу 5% ОАО РЖД госфондам, а после 2015 года — приватизацию до 25% акций монополии. По пессимистичной оценке стоимости РЖД при приватизации ФНБ может заработать на акциях монополии 20% дохода, при самой оптимистичной — 140%.

Остальные получатели бюджетных средств столь сложных схем пока не предлагают, ограничиваясь словесными интервенциями. Так, социальный вице-премьер Ольга Голодец во вторник негодовала по поводу бюджетного маневра на заседании трехсторонней комиссии с профсоюзами и работодателями. Вице-премьер обвинила Минфин в "функциях, не свойственных Министерству финансов (вносить проект бюджета, расходящийся с принятыми в стране параметрами)", и пообещала профсоюзам "категорически настаивать" на требуемых социальному блоку расходах (прежде всего — мерах по детям-сиротам на 40 млрд руб. и программе материнского капитала еще на 140 млрд руб.). Аналогичные действия накануне заседания правительства предпринял и Минсельхоз, потребовавший увеличить уровень поддержки АПК до норм, разрешенных ВТО (на 80 млрд руб. в 2014 году). Обещание добиться увеличения финансирования АПК на этой неделе включила в приоритеты "работы Совета федерации над проектом бюджета" его спикер Валентина Матвиенко.

Утверждение сегодня правительством основных параметров бюджета не означает закрытия для лоббистов возможностей изменить свои расходные статьи. Совещание по инвестициям в ОАО РЖД в ближайшие дни состоится у вице-премьера Аркадия Дворковича. Социальный блок правительства собирается продолжить отстаивать свою позицию на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева 8 июля.

Коммерсантъ

Поделитесь