Банковская перестройка
Модернизирующейся российской экономике нужна адекватная банковская система.
Модернизирующейся российской экономике нужна адекватная банковская система.
В последнее время понятие "модернизация" употребляется так же часто, как четверть века назад понятие "перестройка". И его может ожидать та же судьба, что и другие "лозунги развития", - оно начнет замыливать-ся. Между тем модернизация действительно необходима, в том числе и банковской системе страны.
Причем в банкинге она актуальна вдвойне. Банкам должно быть выгодно кредитовать инновационные проекты, а не оптовую торговлю; инвестировать, а не вкладываться в валютные спекуляции. Для этого необходимо внутреннее развитие самих банков. На первый план выходят управление рисками и механизмы взаимодействия банков и институтов развития. Пока еще опыта в этой области, за исключением, пожалуй, работы ВЭБа, в России нет.
Новой должна стать и правовая среда, в которой работают кредитные организации. А вот тут у нас пока проблемы. Есть целый ряд пунктов, которые не позволяют считать работу законодателей по финансовому блоку удовлетворительной.
Назову лишь некоторые из них. Во-первых, остался подвешенным законопроект о секьюритизации. Думаю, едва ли кто-нибудь будет спорить с тем, что это - магистральный способ привлечения ресурсов для финансирования ипотеки. Далее выстраивается логическая цепочка: ипотека - единственный относительно доступный населению способ приобретения жилья, а значит, увеличения спроса на продукцию смежных строительству отраслей. Одной лишь заменой асфальта на плитку в Москве эти отрасли не взбодрить.
Есть и другие вопросы. До сих пор в России не сформирована правовая база для деривативов. Не решен вопрос об освобождении банков от несвойственных им функций, например, контроля кассовой дисциплины клиентов. Не узаконена электронная отчетность в банковской сфере. Не принят закон о потребительском кредитовании - главный "узник совести" думских кулуаров в последние годы.
Не менее важным моментом является отмена подоходного налога с заемщиков, получивших от банков кредит дешевле 3/4 ставки рефинансирования или ниже 9% годовых в валюте. По сути своей, это и есть кредиты на развитие, взимать с них налог - значит резать будущую дойную корову в телячьем возрасте.
Нужны льготы по налогам и для владельцев ценных бумаг, которые вложились в них на средне- и долгосрочную перспективу. Это позволит стимулировать не краткосрочные биржевые спекуляции, от которых экономике ни холодно, ни жарко, а инвестиции, способные работать на экономику, на ее модернизацию.
Я знаю от весьма авторитетных экспертов: российская наука и сегодня способна выдавать инновационные решения. Дефицит не в идеях, и ситуация с закупками российских разработок для нового сверхавиалайнера это показала, дефицит - в связке между наукой и производством. А имя этой связки - "инвестиции". То есть во многом - банки.
Другое дело, что помимо законодательной базы банкам нужны, как ни странно, еще и моральные стимулы. Необходимо поверить в серьезность курса на модернизацию, а эта вера будет зависеть от векторов государственной финансовой политики, прежде всего, политики вложений. Ведь сколько ни критикуют "паразитический американский империализм", мир продолжает кредитовать Америку и американские рынки. Уверен, что именно здесь России нужен крутой поворот.
Нужно перестать вкладываться в американскую финансовую систему и уменьшить нашу зависимость от состояния американских финансов и G20. И, наоборот, начать планомерно вкладываться в российское производство и НИОКР.
Прежде всего - в основной капитал, степень износа которого в нашей стране очень высока. А при нынешнем коэффициенте обновления основного капитала в России (4% ВВП в год) только лишь для замены устаревших основных фондов (то есть, грубо говоря, просто для расчистки стройплощадки модернизации) нужно будет около 25 лет.