Бизнес ждет от регионов лучших предложений
Сократить сроки получения разрешения на строительство, присоединения к коммунальным сетям, предоставить оптимальные налоговые условия и снизить административные барьеры – вот основные слагаемые для успешных регионов, к которым уже потянулись инвесторы. Выживание остальных напрямую зависит от желания их руководства внедрять лучшие практики.
Сократить сроки получения разрешения на строительство, присоединения к коммунальным сетям, предоставить оптимальные налоговые условия и снизить административные барьеры – вот основные слагаемые для успешных регионов, к которым уже потянулись инвесторы. Выживание остальных напрямую зависит от желания их руководства внедрять лучшие практики.
Органы власти всех уровней и бизнес нередко скептически (и обоснованно скептически) относятся к лучшим практикам вне зависимости от сферы их применения. Ключевые претензии – практики не интересны бизнесу, они не масштабируется или не применимы для конкретного субъекта, нет драйверов, которые не только заинтересованы во внедрении практики, но и готовы заниматься ее продвижением в регионе.
В отношении лучших практик, выявленных по итогам формирования Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, такие риски удалось минимизировать.
Во-первых, практики выбирались по следующим принципам – важность показателя для предпринимательского сообщества, высокий разброс значений показателей в рейтинге, отсутствие «системных» провалов (урегулированность проблемы на федеральном уровне). Во-вторых, немасштабируемые в принципе практики отсекались на ранних стадиях формирования сборника лучших практик благодаря их детальной проверке региональными и отраслевыми экспертами. Дополнительный контроль осуществлялся по такому параметру, как «разумность» сроков внедрения. В-третьих, практики формировались не как длинный список отдельных мероприятий, а как комплекс элементов экономической политики, реализуемой в субъекте РФ для решения масштабной и сложной задачи – сократить сроки и количество процедур подключения к электросетям или сформировать эффективное региональное законодательство в инвестиционной сфере. Соответственно, даже если один элемент лучшей практики не мог быть внедрен в регионе-реципиенте из-за специфичности проблем, остальные компоненты обеспечивают достижение необходимого результата. Вычленить лучшие практики было непросто – потребовался анализ огромного массива региональных нормативных правовых актов, многочисленные интервью с представителями органов власти, экспертами, предпринимателями (отдельно хотел бы поблагодарить Агентство стратегических инициатив и компанию BCG, которые проделали значительную часть работы). С поправкой на значимость лучших практик для бизнеса остановлюсь на таком направлении Рейтинга, как «Регуляторная среда». На показатели из этого направления приходится 16 найденных лучших практик из 39 вошедших в сборник (если мерять их в «штуках»). Бизнес волнуют все компоненты «регуляторики» (регистрация предприятий, регистрация прав собственности юридических лиц на недвижимое имущество и т.д.), но есть и очевидные приоритеты - самые интересные, а также проблемные и по оценкам Doing business, и по мнению бизнеса показатели: получение разрешений на строительство и подключение к электросетям. Начнем со строительства. По результатам пилотной апробации Рейтинга лидерами по срокам выдачи разрешений на строительство стали Республика Татарстан, Челябинская область и Калужская область, по количеству процедур - Красноярская область, Калужская область, Краснодарский край, Самарская область, Республика Татарстан, Свердловская область, Алтайский край и Владимирская область. Разница в средних сроках получения разрешения на строительство между группой регионов-лидеров и группой регионов «с максимальным потенциалом роста» – более четырех раз, в количестве процедур – 2,5 раза. Дополнительный бонус по итогам пилотного рейтинга - 30 апреля 2014 г. Правительством Российской Федерации утвержден исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства, так что мы успели посмотреть на картину в регионах до масштабного изменения федерального регулирования. Благодаря этому у нас есть уникальная возможность проанализировать, достаточно ли урегулировать проблему на федеральном уровне, или всё равно всё будет определять практика конкретного региона. Пока есть гипотеза, что правоприменение окажется более существенным фактором, чем установленные правительством требования и ограничения, поскольку почти всё в вопросах выдачи разрешений на строительство зависит от региональных команд (в широком смысле этого слова). Выявленные лучшие практики включают вроде бы простые и очевидные, меры: внедрение типовых административных регламентов, возможность подать заявку через интернет-портал, эффективная система мотивации чиновников (обращаю внимание – не только штрафы и КПЭ, но и стимулы) или возможность активно использовать типовые проекты. Проблема в том, что хотя эти лучшие практики экономят компаниям время, деньги и нервы (а заодно повышают прозрачность и снижают коррупционность процесса выдачи разрешений), применяют их далеко не все. Не менее интересны лучшие практики рейтинга в части подключения к электросетям. По результатам пилотной апробации Рейтинга лидерами по срокам подключения стали Томская, Ульяновская и Тульская области. Сроки подключения к электросетям по двум «крайним» группам регионов (лидеры и регионы с «большим потенциалом для улучшения показателя») различались в 5 раз, при том, что среднее количество процедур различалось менее чем в 2 раза. Здесь ключевые элементы лучших практик не сильно отличаются от получения разрешения на строительство - регламентация работы, мониторинг выполнения требований регламента и использование интернет-технологий для подачи и контроля прохождения заявок. Что интересно – лучшие практики есть и в тех регионах, кто не вошел в группу лидеров, как, например, Ростовская область в части создания примерного административного регламента по прохождению разрешительных процедур в сфере земельных отношений и строительства линейных объектов. В рамках подготовки к полномасштабному развертыванию рейтинга начат цикл семинаров по лучшим практикам для всех регионов. Один из наиболее интересных результатов первого семинара, в котором участвовали преимущественно регионы из числа «пилотных» - практики действительно востребованы и будут включены в соответствующие дорожные карты регионов. Так что у бизнеса есть неплохие шансы уже в обозримом будущем получить существенно более благоприятную регуляторную среду в регионах.