Бюджетное послание: что нового для бизнеса
Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013 – 2015 годах зафиксировало ряд чрезвычайно важных для бизнес-сообщества шагов в этой чувствительной сфере.
Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013 - 2015 годах зафиксировало ряд чрезвычайно важных для бизнес-сообщества шагов в этой чувствительной сфере.
Во-первых, бюджетная политика рассматривается как инструмент реализации государственной социально-экономической политики, а не самодостаточная сфера деятельности. Этот тезис был выдвинут в качестве одного из основных замечаний к предыдущему проекту Бюджетной стратегии Российской Федерации (тогда еще на период до 2023 года) при его обсуждении на заседании Бюро Правления РСПП. Это касается и предложений по изменению принципов организации системы контроля, когда анализируется не только объем потраченных сумм, но и эффективность таких расходов, динамика целевых показателей.
Во-вторых, зафиксировано еще одно направление сокращения избыточного участия государства в экономике. Тезис, что «за счет бюджетных средств не должны осуществляться инвестиционные расходы, создающие конкуренцию частным инвестициям» полностью отвечает интересам бизнеса. Мы давно говорили о необходимости разграничения сферы государственных и частных инвестиций, особенно в части государственных институтов развития и поддерживаем данное решение, как и уточнение приоритетности направлений расходов бюджетных средств.
Без увеличения в общих расходах бюджетной системы России доли средств на образование, науку, инфраструктуру сложно обеспечить устойчиво высокие темпы развития страны и переход к высокотехнологичной, инновационной экономике, как и достижение одной из целей Бюджетного послания - повышения качества государственных и муниципальных услуг, предоставляемых населению.
В-третьих, мы разделяем предложения по переходу на программный принцип формирования бюджета, равно как и повышение прозрачности бюджетного процесса благодаря переходу на систему «Электронный бюджет». Очевидно, что это будет непростая задача, но эффект от внедрения этой системы будет огромен для всей экономики.
В-четвертых, мы поддерживаем предложение о формировании эффективной системы управления рисками для кризисных ситуаций. Отсутствие полноценного раздела с оценкой возможных рисков и предложений по их минимизации сделало уязвимой Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в кризисном 2008 году и потребовало ее корректировки, включая разработку Стратегии-2020 с участием экспертного и бизнес-сообщества.
Чрезвычайно интересной выглядит идея создания Российского финансового агентства. Управление суверенными фондами и долговыми обязательствами действительно сложная задача, требующая участия профессионалов.
Что, на наш взгляд, нуждается в дополнительном обсуждении с участие представителей бизнеса - это разработка бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года. Итоги обсуждения на площадке РСПП проекта Бюджетной стратегии до 2023 года показали, что документ необходимо формировать в диалоге с бизнес-сообществом начиная с самых первых итераций. В противном случае риски сохранения разрывов между долгосрочными стратегиями развития экономики и перспективной бюджетной политикой сохранятся и даже возрастут.
Пока не ясны основные контуры будущей пенсионной системы - лишь поставлена задача представить предложения по параметрам развития пенсионной системы не позднее сентября 2012 г. При этом концепция реформы не обсуждается с бизнес-сообществом, а публичная дискуссия на уровне ведомств последнее время ведется в формате «вбросили идею - отказались от нее». Учитывая риски даже не сохранения - роста нагрузки на бизнес - сложившаяся ситуация не может не беспокоить предпринимательское сообщество.
Бюджетное послание прямо говорит о неповышении налоговой нагрузки на несырьевые сектора экономики до 2018 года. Правда, бизнес всегда хочет больше - снизить (а не сохранить) фискальную нагрузку, особенно в условиях ее роста в части различных форм обязательного страхования. Да и в отношении перспективной нагрузки на «сырьевые» сектора хотелось бы чуть большей определенности.
Одновременно мы воспринимаем как прямое поручение соответствующим органам власти тезис об обеспечении возможности использования документов бухгалтерского учета при подготовке и представлении налоговой отчетности.
В целом Бюджетное послание оказалось чрезвычайно интересным и полезным для предпринимательского сообщества. Теперь необходимо обеспечить его реализацию, и обязательно с участием бизнеса.