Деловой климат может стать лучше уже в обозримом будущем
За последние дни были озвучены сразу несколько блоков предложений по стратегическим направлениям социально-экономической политики.
За последние дни были озвучены сразу несколько блоков предложений по стратегическим направлениям социально-экономической политики.
29 марта Председателю Правительства Российской Федерации В.В.Путину были представлены первые итоги работы экспертных групп по доработке Стратегии-2020. 30 марта состоялось заседание Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России под председательством Президента Российской Федерации Д.А. Медведева в Магнитогорске.
Два эти события стали источниками позитивной информации для российского бизнес-сообщества.
Бизнес разделяет идеологию, закладываемую в новую редакцию Стратегии-2020. На наш взгляд, развилки политики определены правильно. Некоторые из рассматриваемых разработчиками вариантов мы считаем недопустимыми в принципе, а некоторые из них, наоборот, хотели бы поддержать.
Мы не считаем целесообразным рост налоговой нагрузки на бизнес, как общей, так и для отдельных секторов. Заниматься снижением неэффективных издержек надо не только бизнесу, но и государству.
Что касается социальных расходов, то мы уже говорили, что проблема в первую очередь в их эффективности. Если увеличение расходов ведет к росту производительности труда, улучшению качества системы здравоохранения и образования, а в конечном итоге – росту качества жизни, то такие расходы можно только приветствовать.
В то же время нет ничего страшного в такой альтернативе, как некоторое увеличение государственного долга. При условии, что деньги направляются в развитие экономики, и, что важно для государства, расширение перспективной налоговой базы бюджета.
Мы полностью поддерживаем базовые «выводы для политики», представленные Председателю Правительства: улучшение делового климата, проведение институциональных преобразований, снижение бюджетной нагрузки ВВП, структурная трансформация отраслей человеческого капитала, обеспечение открытости экономики и приватизацию.
Главное, чтобы «правильная» идеология воплотилась в конкретных шагах по улучшению делового климата.
Многие из этих шагов были предложены Президентом России на Комиссии по модернизации. Об этом хотел услышать от государства весь российский бизнес, об этом просили бизнес-организации, включая РСПП:
снижение нагрузки, особенно страховых платежей;
механизмы отмены избыточно обременительных для бизнеса ведомственных актов;
появление четкого графика приватизации крупных пакетов акций на ближайшие три года;
замена чиновников в советах директоров госкомпаний на независимых директоров;
предложения по участию работодателей в модернизации образовательной сферы, в том числе через создание в ВУЗах наблюдательных советов с участием работодателей и синхронизацию профессиональных стандартов с образовательными (совместная задача Минобрнауки, РСПП, отраслевых объединений работодателей и коммерческих предприятий с госучастием), а также ряд других мер.
Учитывая, что нехватка кадров нужной квалификации - самая острая проблема бизнеса, полностью поддерживаем комплекс предложений в отношении инженерных кадров.
РСПП неоднократно предлагал упростить процедуры рассмотрения инвестиционных проектов. Ситуация действительно меняется. Недавно Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций было принято решение по снижению с 10 до 25 % порога согласования покупки акций предприятий в сфере недропользования, что существенно улучшает условия работы для инвесторов, как и отказ от повторного рассмотрения сделок на Комиссии, в случае если на заседании инвестору было указано на необходимость выполнения определённых обязательств.
30 марта на Комиссии по модернизации принято решение о внесении в парламент законопроекта, еще больше сужающего сферу компетенции Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций.
Первым этапом должно стать определение «очевидных исключений из перечня» - сделок между организациями, которые фактически находятся под контролем российских граждан и компаний, а также сделок, в которых участвуют международные финансовые организации. РСПП неоднократно предлагал такой формат решения проблемы «псевдоиностранных инвестиций», и мы рады, что голос бизнеса (при этом инвестиционно активного бизнеса) услышан.
Возможно, это слишком оптимистичный вывод, но, похоже, отношения государства и бизнеса действительно выходят на новый уровень, а у делового климата есть все шансы стать лучше, причем в обозримом будущем.