Экономическая часть программы «Прямая линия с Владимиром Путиным»: оценка бизнеса
Результаты прямой линии с Президентом России традиционно интересны для бизнеса. Понятно, что большая часть вопросов не касалась напрямую экономики, хотя в любом вопросе есть экономическая составляющая, поэтому стоит остановиться на важнейших.
Результаты прямой линии с Президентом России традиционно интересны для бизнеса. Понятно, что большая часть вопросов не касалась напрямую экономики, хотя в любом вопросе есть экономическая составляющая, поэтому стоит остановиться на важнейших.
Первый обсуждавшийся вопрос – об итогах реализации «майских» указов Президента России. Наша оценка – много сделано, но далеко не все, при этом часть реализованных мер привела не к тем результатам, которые хотелось бы увидеть. Здесь стоит сразу перейти к одной из наиболее проблемных для предпринимателей тем – пенсионной реформе.
Была поставлена задача сбалансировать пенсионную систему. Результат – уже выросла нагрузка на компании, работники которых имеют право на досрочную пенсию (закон, который позволил бы по результатам специальной оценки рабочих мест не платить дополнительный тариф, будет внесен только осенью). Самозанятые в массовом порядке снимаются с учета. Озвученный Президентом России вариант решения проблемы (один МРОТ для самозанятых, оборот которых составляет не более 300 тысяч рублей в год, для тех, у кого оборот больше 300 тысяч – один МРОТ плюс один процент с суммы, превышающей 300 тысяч) отчасти решает проблемы микробизнеса, но при этом вырастет нагрузка на «более успешных» самозанятых. Вариант РСПП кажется более обоснованным: «сколько заплатил – такую пенсию и получишь».
Есть замечания к новой пенсионной формуле. Ее текущий вариант обсуждался на Российской трехсторонней комиссии и вызвал много вопросов и у работодателей, и профсоюзов. Так что мы солидарны с Президентом России – пенсионная формула не готова (во всяком случае, нет варианта, который устроил бы бизнес и работников).
Переходя к российскому деловому климату в целом, стоит отметить, что действительно, по многим его элементам бизнес фиксирует улучшение ситуации, но скорость изменения недостаточна. В условиях, когда «исчерпываются возможности экстенсивного роста в связи с высокими ценами на энергоносители» и стоит задача перевода экономики на инновационные рельсы, мы не можем себе позволить двигаться даже с такой же скоростью, что и наши конкуренты – требуются опережающие темпы развития.
Все мы ждем предложений, которые будут представлены по итогам уже состоявшегося разговора в Сочи, хотя главный ответ мы уже получили в рамках «прямой линии» - «фундаментальные основы нашей экономической политики останутся без изменения».
Что касается озвученного Президентом России подхода к вопросу создания 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест, то бизнес абсолютно согласен – эта комплексная задача включает и модернизацию действующих производств (в т.ч. вывод неэффективных и опасных рабочих мест), и создание новых компаний. Но для того, чтобы задача была реализована, необходимо снизить избыточную нагрузку на бизнес, «перестраивать налоговую систему». Тогда будут и инновационные компании, и повышение конкурентоспособности, и новые рабочие места.
Отрадно, что продолжается курс на гуманизацию уголовного законодательства в части экономических преступлений. Если бы все правоохранительные и судебные органы руководствовались логикой, что нет необходимости «людей, которые не могут помешать расследованию, заранее определять в места лишения свободы и заранее признавать виновными», у бизнес-омбудсмена было бы намного меньше работы.
РСПП поддерживает неоднократно затрагивавшуюся в ходе «прямой линии» борьбу с коррупцией и делает все возможное для внедрения принципов, заложенных в Антикоррупционной хартии, в корпоративную практику своих членов. Так что здесь нет никаких разногласий.
Что касается обсуждавшегося в феврале прошлого года на Съезде РСПП налога на роскошь, мы поддержали как идею дополнительного налогообложения «сверхпотребления», так и предложенный формат – отказ от специального налога и увеличение нагрузки на роскошь через повышенные ставки существующих налогов. Вариант законопроекта в части автотранспорта не вызвал у нас вопросов – это действительно налог на роскошь, тогда как предложенный вариант налогообложения недвижимого имущества является чрезмерно рискованным.
Изначально ставился вопрос о том, что под повышенную нагрузку не должны попасть ни уязвимые слои населения, ни средний класс. Предварительная экспертиза законопроекта показала, что в среднем по стране нагрузка растет в два раза, а во многих конкретных случаях (в налоговых вопросах «средняя температура по больнице» непоказательна) – в десять раз. Причем речь идет не о «роскошном» имуществе, а о вполне стандартных квартирах и земельных участках. Конечно, во многом это определяется переходом на кадастровую стоимость, но гражданам важнее факт роста нагрузки, чем причина. С законопроектом по налогообложению недвижимого имущества граждан точно не стоит торопиться – принцип «не навреди» в данном случае важнее.
Много внимания было уделено тарифам естественных монополий. Для бизнеса это не менее важный вопрос, чем для граждан. Главное – чтобы не было перекосов, нужен баланс между интересами потребителей и необходимостью модернизировать практически всю имеющуюся в России инфраструктуру.
Не менее важен вопрос обеспечения доступа российских компаний к длинным и дешевым деньгам. Необходимо, чтобы никто не пытался применять «простые» меры, после которых ликвидность в экономике России «улетучится», хотя денежно-кредитная политика нуждается в некоторой корректировке. Так что мы поддерживаем предложение Президента России проанализировать ситуацию и поговорить «без всякого административного нажима».
В ходе «прямой линии» Президентом затрагивался ряд других важных для бизнеса вопросов – механизмы защиты «уязвимых» секторов экономики после присоединения России к ВТО (особенно сельского хозяйства), решение практически вечной проблемы качества автомобильных дорог, развитие Таможенного союза и возможность присоединения к нему Украины, работа институтов развития и механизмов господдержки, ориентированных прежде всего на высокотехнологичный и инновационный сектор (Роснано, Сколково, технопарки, инжиниринговые центры и т.д.). Так что в формате прямой линии все – и бизнес, и ученые, и эксперты, и простые граждане – могут услышать ответы на волнующие их вопросы.