Экспертное сообщество – полноправный участник реформы технического регулирования
Начатая 10 лет назад реформа технического регулирования в нашей стране сегодня продолжается уже на уровне Таможенного союза. В настоящее время формируется система технического регулирования Единого экономического пространства, идёт разработка технических регламентов Таможенного союза. Параллельно продолжают совершенствоваться подходы к вопросам формирования единого комплекса технического законодательства стран Таможенного союза. Активное участие в этих процессах принимает Комитет РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия, который возглавляет вице-президент РСПП Дмитрий ПУМПЯНСКИЙ.
Начатая 10 лет назад реформа технического регулирования в нашей стране сегодня продолжается уже на уровне Таможенного союза. В настоящее время формируется система технического регулирования Единого экономического пространства, идёт разработка технических регламентов Таможенного союза. Параллельно продолжают совершенствоваться подходы к вопросам формирования единого комплекса технического законодательства стран Таможенного союза. Активное участие в этих процессах принимает Комитет РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия, который возглавляет вице-президент РСПП Дмитрий Пумпянский.
– Дмитрий Александрович, 10 лет назад принят Федеральный закон «О техническом регулировании». Известно, что реализация этого закона проходила трудно, он вызывал немало споров, в него неоднократно вносились серьёзные поправки. Как в целом можно оценить десятилетие его действия?
– В условиях рыночной экономики та система стандартизации, которая существовала в Советском Союзе, конечно, должна была претерпеть изменения. Принятие этого закона положило начало реформе, основная цель которой – создание в стране системы технического регулирования на основе международных подходов, принципов, применяемых в этой области, прежде всего в странах Евросоюза. Цели были поставлены правильные. Вопрос в том, что нам было предложено создать такую же систему, как в Европейском союзе, но при этом заимствовались лишь отдельные элементы этой системы.
Было решено создавать двухуровневую систему технического регулирования. В законах – обязательные требования, конкретика – в стандартах. Но ФЗ-184 «О техническом регулировании» определил, что все стандарты, применяемые в России, – это документы только добровольного применения. В большинстве стран мира, в том числе в США, странах Евросоюза, Китае, Израиле, стандарты изначально создаются как документы добровольного применения. Однако у них существует законодательный механизм, который позволяет ряд стандартов, обеспечивающих безопасность, делать обязательными. В нашем законодательстве такого механизма до сих пор нет. У нас это до сих пор вопрос дискуссий.
Если технические регламенты устанавливают обязательные требования в области безопасности, то должна быть и сопряжённая с ними система ответственности. На деле до 2010 года никакой ответственности за невыполнение требований регламентов не было.
Словом, на первом этапе реформы было сделано довольно много ошибок, которые потом пришлось исправлять. При этом именно 2010 год можно считать в этом смысле переломным. Это связано с концептуальными решениями, принятыми на заседании Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России в январе того года. Причём значительная часть этих решений была инициирована РСПП, выражает консолидированную позицию российского бизнеса по вопросам технического регулирования.
Нам удалось преодолеть параллелизм в разработке национальных технических регламентов, регламентов ЕврАзЭС и Таможенного союза. Основные усилия были сосредоточены только на разработке технических регламентов Таможенного союза. Впервые с начала реформы технического регулирования была установлена ответственность за невыполнение требований технических регламентов и недобросовестную сертификацию. Соответствующие поправки внесены в Кодекс РФ об административных нарушениях.
Значительно активизировать участие промышленности в работах по стандартизации позволили поправки в Налоговый кодекс в части признания затрат предприятий на разработку национальных стандартов в качестве обоснованных расходов, включаемых в затраты на производство товаров и услуг. В результате изменений в Законе «О техническом регулировании» было разрешено бюджетное финансирование разработки региональных и международных стандартов, законодательно определён термин «Национальный орган по аккредитации», сформулированы принципы и задачи его деятельности на основе международных и европейских принципов и подходов.
– Действительно, Закон «О техническом регулировании» существенно изменился за эти 10 лет. В каком направлении работа ведётся сейчас?
– Сегодня нам, как воздух, нужен Закон «О стандартизации». Вопрос о его необходимости был поставлен на обсуждение почти сразу же, как утратил силу старый закон, что произошло в результате принятия Закона «О техническом регулировании». Решение принято по итогам недавнего заседания Экспертного Совета при Правительстве РФ, на котором Председатель Правительства РФ Дмитрий Анатольевич Медведев поддержал нашу позицию. Представляется, что Экспертный совет при Правительстве РФ, как и Открытое правительство, могут стать и уже становятся новыми эффективными площадками для обсуждения самых актуальных вопросов, связанных в том числе и с проблематикой технического регулирования.
Надеюсь, что Закон «О стандартизации» будет принят в наступившем году. Он позволит расширить сферу применения стандартов. Дело в том, что Закон «О техническом регулировании» сегодня охватывает только 15–20 % общих стандартов. На многие отрасли он не распространяется, и стандартизация там не регулируется. А стандартизация – основа не только промышленности, техники и энергетики. Это ещё и экология, охрана труда, оборона, атомная промышленность, связь и т.д. Эти отрасли не могут действовать в среде только добровольных документов.
Не может быть добровольным требование к ширине железнодорожной колеи. Не может быть добровольным требование к частоте тока. Или к изоляции электрических проводов, то есть там, где речь идёт о безопасности людей. Закон позволит нам значительно повысить роль стандартов, создать эффективную систему технического регулирования во всех отраслях нашей жизни и деятельности через определение части стандартов как документов, обязательных к применению. Если мы делаем стандарты добровольными, у нас должен быть механизм, который позволит часть этих стандартов сделать обязательными. Как в Европе.
Во Франции – 300 обязательных стандартов. В США – 10 тысяч. А в России – ни одного обязательного стандарта, даже в атомной промышленности. О стандартах говорится только в Законе «О техническом регулировании», а там вопреки международной практике записано, что у нас стандарт имеет только добровольный характер.
– Сейчас РСПП также отстаивает необходимость скорейшего принятия федерального закона в сфере аккредитации…
– Совершенно верно. Это также чрезвычайно актуальная задача. Система аккредитации оказывает большое влияние на работу предприятий и компаний в условиях создания системы технического регулирования Таможенного союза, вступления России в ВТО. Совет по аккредитации при нашем Комитете принимал активное участие в обсуждении законопроекта, подготовленного Минэкономразвития, сформировал и последовательно отстаивал консолидированную позицию бизнеса по реформированию системы аккредитации в стране. Часть предложений промышленности была учтена при работе над законопроектом. В самое ближайшее время проект Федерального закона «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» поступит в Государственную Думу. Надеюсь, что после первого чтения у нас ещё будет возможность инициировать внесение в его текст ряда необходимых изменений и дополнений.
– Учитывая активное участие России в процессах интеграции, вопросы гармонизации технического законодательства России и Евросоюза, в том числе в сфере технического регулирования и стандартизации, видимо, станут ещё более актуальными?
– Собственно, они уже вошли в число важнейших вопросов интеграции России в мировую экономику. Несомненно, международное сотрудничество России и российской промышленности в сфере стандартизации приобретает особую актуальность в условиях вступления России в ВТО, так как внутреннее техническое законодательство должно базироваться на международных документах и в первую очередь на международных стандартах.
Эта работа уже миновала стадию изучения мирового, прежде всего европейского опыта технического регулирования, и сегодня мы стали равноправными партнёрами зарубежных объединений бизнеса и органов по стандартизации. Именно с этих позиций эксперты Комитета принимали участие в работе над очень важным документом – Соглашением о сотрудничестве между Росстандартом и СЕН/СЕНЕЛЕК.
Представители нашей промышленности выработали чёткую позицию по основным пунктам проекта соглашения. Например, в вопросе платы за использование международных стандартов. По мнению наших экспертов, если стандарты СЕН/СЕНЕЛЕК применяются в качестве российских национальных, то Россия не должна платить за это. Наряду с этим и другие предложения нашего Комитета были учтены в окончательном варианте документа, который открыл путь к равноправному сотрудничеству СЕН/СЕНЕЛЕК и Росстандарта, а впоследствии – между двумя системами стандартизации: СЕН/СЕНЕЛЕК и МГС.
В последние годы участие Комитета РСПП в международном сотрудничестве в сфере стандартизации, изучения и применения передового европейского опыта только расширяется. Этому способствовало, в частности, создание в декабре 2010 года в рамках круглого стола промышленников России и ЕС (КСП) специальной рабочей группы по техническому регулированию и стандартизации РГ 8 КСП (IRT/TF8), ставшей новой площадкой РСПП для изучения и применения зарубежного опыта в этой сфере. Рабочая группа присоединилась к Регулятивному диалогу по гармонизации законодательства между Россией и Евросоюзом.
С целью дальнейшего развития этого взаимодействия объединения промышленников и предпринимателей России, Казахстана и Беларуси предложили BUSINESSEUROPE, аналогичной организации в Европе, создать Совет по стандартизации. Совет может стать эффективной площадкой для совместной работы, как представителей промышленности, так и органов государственной власти Таможенного союза и ЕС, на которой будут вырабатываться конкретные рекомендации по вопросам технического регулирования.
– С другой стороны, не менее актуальной, наверное, является задача сближения подходов к вопросам технического регулирования и стандартизации стран Единого экономического пространства? Получается, что технические регламенты у нас теперь общие, но законодательства трёх стран в этой области всё-таки отличаются…
– Да, действительно. Законодательные базы России, Казахстана и Беларуси в сфере технического регулирования имеют различия.
В ходе формирования единой системы технического регулирования Таможенного союза Комитету удалось объединить для совместной работы над техническими регламентами Таможенного союза не только российские предприятия, но и представителей промышленности Беларуси и Казахстана. Этому способствовало подписание в марте 2012 года Соглашения о сотрудничестве по техническому регулированию между Конфедерацией промышленников и предпринимателей (нанимателей) Республики Беларусь, Российским союзом промышленников и предпринимателей и Национальной экономической палатой Казахстана «Союз "Атамекен"». Новый импульс для работы в этом направлении был получен в результате подписания в июне 2012 года Меморандума о сотрудничестве между Евразийской экономической комиссией и Белорусско-казахстанско-российским бизнес-диалогом. После подписания Меморандума о взаимодействии Бизнес-диалога с Коллегией ЕЭК создан совместный Совет. Эксперты РСПП официально вошли в состав Консультативного комитета по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер Коллегии ЕЭК. Эти конструктивные события отражают общее понимание того значения, которое имеет полноправное участие экспертов от промышленности всех стран Единого экономического пространства в процессе формирования единой системы технического регулирования Таможенного союза.
– Но до этого у нас несколько лет велась достаточно активная работа по подготовке национальных технических регламентов, некоторые из них даже были приняты…
– Эту работу ни в коем случае нельзя назвать бесполезной. Многие российские регламенты стали основой регламентов Таможенного союза. Методики разработки регламентов и их согласования, наработанные в России, применяются для решения новых задач.
Весь положительный опыт, который был накоплен за 10 лет, сегодня с успехом используется для создания технических регламентов Таможенного союза. Активнейшее участие в этой работе принимают сложившиеся группы экспертов. Собственно говоря, многие регламенты написаны именно ими. Да, под руководством государственных органов, но роль экспертного сообщества в этом деле трудно переоценить.
– Взаимодействие государства и бизнеса в сфере технического регулирования – какой опыт наработан за 8 лет работы РСПП в этом направлении?
– Опыт этот, безусловно, положительный.
Традиционно тесным и эффективным является сотрудничество Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия с Росстандартом. Одним из важнейших результатов совместной работы стала активизация участия представителей промышленности в процессе стандартизации. Речь идёт не только о привлечении ведущих специалистов к работе в технических комитетах, но и о совместном создании межотраслевых советов по стандартизации, проведении конференций. Сегодня мы вместе с Росстандартом работаем над проектом Федерального закона «О стандартизации». Комитет представлен в составе Коллегии Росстандарта и в его Общественном совете.
Надо сказать, что Комитет РСПП очень активно сотрудничает с целым рядом министерств и ведомств. Это министерства регионального и экономического развития России, МЧС, Минэнерго, Ростехнадзор, другие ведомства. Представители Комитета РСПП входят в состав общественных и экспертных советов многих органов исполнительной власти, Государственной Думы.
Особое место в работе РСПП в области технического регулирования занимает взаимодействие с Министерством промышленности и торговли. Над созданием технических регламентов России и Таможенного союза в различных рабочих группах при Минпромторге работало более 60 экспертов РСПП.
Новым этапом сотрудничества с Министерством промышленности и торговли, продолжением совместной работы в предыдущие годы стало создание при министерстве в январе 2011 года Совета по техническому регулированию и стандартизации. Неслучайно председателем Совета был избран представитель Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия.
В состав Совета вошли ответственные представители многих министерств и ведомств, члены Комитета, эксперты РСПП и других общественных объединений бизнеса.
В работе Совета успешно используются механизмы экспертизы технических регламентов, выработанные в ходе многолетней практической работы Комитета.
Результаты работы министерств и других органов власти по разработке технических регламентов рассматриваются и утверждаются Подкомиссией по техническому регулированию Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции.
Не всегда мнение экспертного сообщества в области технического регулирования совпадает с предложениями разработчиков регламентов.
Но РСПП имеет возможность отстаивать мнение представителей промышленности и бизнеса на высшем уровне принятия решений, так как руководитель Комитета РСПП работает в составе этой Подкомиссии на постоянной основе.
В частности, Подкомиссией были поддержаны предложения РСПП о необходимости разработки процедур ускоренного внесения изменений и дополнений в принятые технические регламенты и перечни стандартов с учётом опыта их практического применения, а также широкого информирования представителей промышленности о ходе создания единой системы технического регулирования Таможенного союза.
– Какую задачу сегодня вы считаете наиболее важной?
– Несколько лет мы упорно и целенаправленно стремились к тому, чтобы экспертное сообщество стало полноправным участником реформы технического регулирования. Сегодня можно говорить, что мы этой цели добились. Но нужно понимать, что статус полноправного партнёра государства в данной сфере накладывает на нас немалую ответственность. Теперь результаты реформы напрямую зависят от нас.
Поэтому сегодня на повестке дня – активное и, главное, результативное участие в законотворческой деятельности – разработке и согласовании Закона «О стандартизации», технических регламентов Таможенного союза, в доработке и принятии Закона «Об аккредитации в национальной системе аккредитации». Очень важная задача – мониторинг применения уже утверждённых технических регламентов, консультирование предприятий по их практическому использованию. Мы будем продолжать работу в сфере международной стандартизации.
Формирование системы технического регулирования Таможенного союза продолжается. Много ещё предстоит сделать. При обязательном участии бизнес-сообщества, консолидированную точку зрения которой выражает сегодня РСПП.
«Если технические регламенты устанавливают обязательные требования в области безопасности, то должна быть и сопряжённая с ними система ответственности».