Финансовая интеграция – необходимое условие экономической интеграции стран ЕврАзЭСа
тезисы выступления А.В. Мурычева
на Московской международной финансовой неделе
(МОСИНТЕРФИН) 19 октября 2011г
Тезисы выступления А.В. Мурычева
на Московской международной финансовой неделе
(МОСИНТЕРФИН) 19 октября 2011 года
Динамика изменений в мировой геополитике и геоэкономике сегодня нарастает. Вызовам современности, безусловно, наиболее успешно отвечает интеграция – процесс соединения экономических потенциалов государств с целью получения синергетического эффекта развития для национальных экономик.
ЕврАзЭС создана с целью развития экономического взаимодействия, торговли, эффективного продвижения процесса формирования таможенного союза и единого экономического пространства.
1 января 2012 года стартует важнейший интеграционный проект — Единое экономическое пространство России, Белоруссии и Казахстана.
Принципиально важно, что ЕЭП будет базироваться на согласованных действиях в ключевых институциональных областях — в макроэкономике, в обеспечении правил конкуренции, в сфере тех регламентов и сельскохозяйственных субсидий, транспорта, тарифов естественных монополий.
Строительство Таможенного союза и Единого экономического пространства закладывает основу для формирования в перспективе Евразийского экономического союза.
Проект создания Евразийского союза, предложенного Путиным В.В., требует еще более глубокой экономической интеграции, чем достигнутая в настоящее время в рамках ЕврАзЭСа.
Но экономическая интеграция невозможна без финансовой, без создания единого финансового пространства и рынка капиталов.
Текущая ситуация в европейском сообществе доказывает необходимость проведения единой в интересах стран сообщества скоординированной финансовой (денежно-кредитной и фискальной) политики, скоординированного регулирования деятельности финансовых институтов стран единого экономического пространства.
В настоящее время в ЕврАзЭС отсутствует Совет по финансовой политике. Встречи руководителей центральных банков и представителей законодательной власти по проблемам развития финансовых систем стран-участников ЕврАзЭС, носят в основном политический характер и их результаты не оказывают влияния на состояние финансовых рынков стран – участниц и неизвестны участникам рынка.
Финансовые системы стран-участниц ЕврАзЭС находятся в разном состоянии: различная макроэкономическая ситуация, различно состояние секторов финансового рынка, их институтов, инструментов, правового поля и инфраструктуры.
В условиях второй волны кризиса тем более актуальным становится создание единого не только экономического, но и финансового пространства стран-участниц.
Без сомнения для этого требуется решить комплекс задач, но их перечень и приоритетность должны определяться Стратегией экономического развития Евразийского союза в будущем.
Остановлюсь на некоторых частных задачах развития единого финансового пространства (и рынка, конечно) стран-участниц ЕврАзЭСа.
Рубль как региональная валюта.
В рамках ЕврАзЭСа анализ потоков платежей по экспортно-импортным операциям показывает достаточно высокую долю расчётов в российских рублях.
По данным Банка России, до 60% российского импорта из стран СНГ оплачивается в рублях. Это создает основу для использования рубля в качестве основной валюты для обслуживания торговых и финансовых расчетов со странами ЕврАзЭС. Аналогичные процессы, хотя и в менее широких масштабах происходят в рамках ШОС и других организаций с участием России.
Расширение использования рубля создаст предпосылки для улучшения условий и увеличения объемов торговли между Россией и другими участниками ЕврАзЭС. Переход на расчеты в рублях позволит перейти к использованию рубля в качестве региональной резервной валюты и уменьшает валютные риски участников торговли с обеих сторон – при условии, что ценообразование на товары не будет привязано к мировым рынкам.
Однако в настоящий момент привлекательность использования рубля в качестве валюты расчетов и, тем более, резервной валюты, ограничена как рядом технических и законодательных проблем, так и нехваткой рублевой ликвидности для обслуживания торговли. В конечном итоге, это является одной из причин которые тормозят создание Международного финансового центра в Москве.
Доля расчетов в рублях существенно отличается по странам – рублевые расчеты с украинскими партнерами незначительны, в то время как большая доля расчетов с Республикой Белоруссия проходит в рублях.
Высокая доля рубля в расчетах с Белоруссией и ряд политических соображений свидетельствуют о том, что российский рубль уже практически является резервной валютой для ЦБ Белоруссии.
Использование рубля в качестве расчетной валюты в торговле между Россией и странами СНГ ограничивается рядом технических и юридических препятствий:
• низкий уровень развития межбанковских расчетов между Россией и странами СНГ;
• сложность выполнения требований валютного и налогового контроля;
• особенности российского бухгалтерского учета;
• ограничения российской электронной платежной системы, платежных систем стран СНГ и их недостаточная координация.
Помимо этого, важную роль играют общие макроэкономические и политические риски использования рубля в качестве валюты расчетов. Скоординированная макроэкономическая и денежно-кредитная политика стран-участниц позволит снять соответствующие риски.
Платежная система
Для совершенствования расчетов и развития кредитования в странах ЕврАзЭС и будущего Евразийского союза необходимо дальнейшее совершенствование, унификация национальных платежных систем и механизмов их интеграции.
Перспективы развития российской платежной системы сформулированы в принятом в этом году ФЗ «О национальной платежной системе». Стоит задача дальнейшей гармонизации российской платежной системы с современными международными платежными системами и применение единых принципов и порядков расчетов и платежей среди стран-участниц ЕврАзЭСа.
Инвестиционная политика
Обеспечить устойчивый экономический рост или снизить риски падения экономик в условиях глобального кризиса можно за счет скоординированной между странами участницами инвестиционной политики и наличия четких приоритетов на определенных отрезках времени.
Важнейшими задачами инвестполитики стран-участниц является привлечение капитала с международных рынков для реализации совместных инвестпроектов, обеспечивающих рост национальных экономик и прежде всего формирование единой энергетической системы, а также повышение эффективности бюджетных инвестиций и внедрение лучших управленческих практик и современных инструментов и методов.
В реализации госинвестполитики важную роль играют институты развития, включая национальные банки развития.
Для выхода на новую траекторию экономического роста странам ЕврАзЭСа необходимо максимально использовать возможности совместного осуществления проектов, особенно в области развития инфраструктуры, модернизации существующих технологий и производств, внедрения инноваций.
Например Внешэкономбанк совместно с Евразийским банком развития и Банком развития Казахстана будет финансировать строительство третьего энергоблока на Экибастузской ГРЭС-2 в республике Казахстан.
Важным направлением интеграции банковской деятельности стран-участниц является вхождение банков развития в уставный капитал коммерческих банков стран-участниц с целью финансовой поддержки реализации проектов развития этих стран. Так осуществляет поддержку развития внешнеэкономических отношений и реализацию совместных проектов Внешэкономбанк, участвуя в уставном капитале Проминвестбанка на Украине и Белвнешэкономбанка в Белоруссии.
Межгосударственные приоритетные инвестпроекты (портфель проектов) должны быть представлены в плане мероприятий по реализации Стратегии экономического развития Евразийского союза с соответствующим ресурсным обеспечением.
Банковский сектор и рынок ценных бумаг
Задача как банковского сектора, так и рынка ценных бумаг – ресурсное обеспечение реализации Стратегии развития Евразийского союза и ее составляющей – инвестиционной политики.
Скоординированная политика центральных банков и банковских ассоциаций стран-участниц важна особенно в кризисные периоды с целью поддержки ликвидности банков.
Очень важной задачей для участников финансового рынка стран-участниц является унификация применяемых финансовых инструментов, методов расчета, деятельности инфраструктурных организаций и повышение финансовой грамотности населения.
Инфраструктура финансового рынка
Не останавливаясь на проблемах внедрения единых технологий депозитарного, бухгалтерского учета, работы бирж, и других инфраструктурных институтов финрынка евразийского союза подчеркну, что с одной стороны создание МФЦ в Москве будет способствовать развитию единого финансового пространства со странами –участницами ЕврАзЭС и будущего евразийского союза, а с другой стороны создание евразийского союза даст толчок процессу формирования МФЦ и подчеркнет его отличительные особенности и конкурентные преимущества по сравнению с другими МФЦ мира, если московский МФЦ будет специализироваться на развитии рынка капиталов и соответствующих инструментов стран –участниц ЕврАзЭСа и будущего евразийского союза.
***
Необходимо отметить, что финансовая интеграция стран-участниц Евразэс – не самоцель, а необходимое условие их устойчивого экономического развития, ресурсного обеспечения инвестиционной политики, реализации крупных межгосударственной значимости проектов, а в условиях кризиса – залог стабильности финансовых систем.