Фокус поддержки
Минпромторг подготовил проект "Стратегии развития радиоэлектронной промышленности России до 2030 года".
Минпромторг подготовил проект "Стратегии развития радиоэлектронной промышленности России до 2030 года".
Мировой рынок радиоэлектроники сегодня формируют три основных сегмента, каждый из которых имеет свою специфику. Это потребительская радиоэлектроника, включающая массовую аудио, видео, компьютерную и бытовую технику. Профессиональная электроника, используемая в промышленности, телекоммуникациях, автомобилестроении, энергетике, медицине и других сферах. И радиоэлектроника специального назначения - это аппаратура для разных видов вооружения и силовых структур.
Специализация основных игроков на мировом рынке радиоэлектроники уже определена. Азиатские страны, такие как Корея, Тайвань, Малайзия, Сингапур, Филиппины и Япония, сосредоточились на потребительских сегментах. Они выпускают и компоненты, и на их основе конечную продукцию, которая продается по всему миру (компонентная модель). Несмотря на невысокий уровень прибыльности, за счет масштаба и высокой унификации крупнейшим компаниям этого сектора удается поддерживать необходимую рентабельность. В потребительском секторе мирового рынка постепенно происходит насыщение. Хотя отдельные ниши пока еще демонстрируют неплохую динамику - планшетники, ноутбуки, смартфоны, мультимедиа. Впрочем, российские производители практически полностью вытеснены из потребительских сегментов. Чтобы отнять кусок рынка у мировых лидеров, потребуются огромные затраты на создание сопоставимого по масштабам игрока. При этом эффект таких вложений неочевиден. Попытки уже предпринимались: компания "Ситроникс" пыталась проникнуть в low-cost уровень потребительской электроники на внутреннем рынке. Но вынуждена была свернуть этот проект.
Так называемую "сборочную" модель реализуют Таиланд, Венгрия, Чехия, Бразилия и Индия. Ее отличие в том, что выпуск потребительской электроники осуществляется в основном на компонентной базе, произведенной в других государствах.
Развитые страны, отдав свой внутренний потребительский рынок на откуп компаниям из Азии, сфокусировались на профессиональном и специальном сегментах. Россия тяготеет именно к этой модели развития. На основе подробного анализа ситуации министерство сформулировало основные положения стратегии. Ее главной целью является повышение эффективности, конкурентоспособности и технологического уровня отечественной радиоэлектронной промышленности. Это будет способствовать инновационному развитию и обеспечению обороноспособности страны.
Но главное, чего нужно добиться, - подготовить отрасль к игре по новым, более жестким правилам в связи со вступлением в ВТО. Поэтому стратегия направлена на формирование самодостаточных, конкурентоспособных компаний, способных динамично развиваться в условиях открытого рынка.
В некоторых секторах наши компании сегодня успешно соперничают с мировыми лидерами (системы безопасности, измерительная техника и др.). Для профессиональной аппаратуры производится компонентная база. Она применяется, например, в системе ГЛОНАСС, выпуске RFID-меток, чипов для sim-карт, банковских карточек, биометрических паспортов и в других направлениях.
Наконец, в сегменте специальной радиоэлектроники мы занимаем сильные позиции на мировом уровне. Отечественные производители обладают компетенциями в создании уникальной аппаратуры для воздушно-космической обороны, стратегического ядерного вооружения, комплексов радиоэлектронной борьбы, радиолокации и спецсвязи.
Именно поэтому приоритетными направлениями стратегии являются профессиональная и специальная радиоэлектроника. На этих секторах и будет сфокусирована поддержка со стороны государства.
По специальному и профессиональному сегменту мы ставим себе задачу не только наращивать объемы конечной продукции, но и выстроить всю производственную цепочку. Первым звеном в этой цепи является формирование научно-технического задела.
Приоритет господдержки - это критические технологии в специальном сегменте, где мы должны обеспечить как минимум паритет с ведущими мировыми державами по уровню вооружения.
Что касается прикладных НИОКР, мы готовы сотрудничать с бизнесом на условиях софинансирования. При этом исполнитель получает преимущественное право на использование так называемых результатов интеллектуальной деятельности (РИДов), которыми сегодня компаниям безвозмездно предлагает воспользоваться министерство в обмен на жесткие обязательства по внедрению результатов исследований и выпуску определенных объемов конечной продукции. В случае невыполнения условий контракта бюджетные средства должны быть возвращены. Со следующего года этот механизм будет запущен по отдельным отраслям, а с 2016-го он будет внедряться и в радиоэлектронике. Для примера: правильно выстроенный механизм внедрения НИОКР позволил Соединенным Штатам Америки за 10 лет создать более 3 тыс. компаний, порядка 270 тыс. рабочих мест и почти 190 млрд долларов вклада во внутренний валовый продукт.
Таким образом, компании должны более активно инвестировать в прикладные исследования и обеспечивать их коммерциализацию. При этом бизнес будет опираться на базовый научно-технический задел и инновационную инфраструктуру, которую создает государство.
Еще одно направление господдержки - создание долгосрочного задела по прорывным технологиям, которые будут актуальны в 10-летней перспективе. Например, по таким направлениям, как радиофотоника и органическая электроника, конкуренция еще не сформировалась и есть возможность в будущем занять на этих рынках существенную долю. Минпромторг разработал дорожную карту развития фотоники, утвержденную правительством. А недалекое будущее связано с органической микроэлектроникой. На ее основе можно делать "пленочные дисплеи", которые будут использованы в специальном и профессиональном секторах и дойдут до массового потребителя. То есть будет возможность вернуться в сектор потребительской электроники, но уже на другом уровне.
Чтобы внедрение результатов научных и прикладных исследований стало возможным, необходима соответствующая инфраструктура. Ее основой станут кластеры, которые уже создаются в Москве, Санкт-Петербурге, Томской и Новосибирской областях. К 2020 году их количество должно увеличиться до 20. Кластерная схема доказала свою эффективность на примере Южной Кореи, где годовые темпы роста производства у участников кластеров превысили 50%.
Успешное выполнение стратегии немыслимо без улучшения ситуации в корпоративном секторе отрасли, где эффективных компаний пока явно недостаточно. Развитие крупных корпораций - необходимое условие реализации сложных и капиталоемких проектов ВПК. Они также будут выступать и основными поставщиками комплексных решений на мировой рынок в профессиональном секторе. Малые и средние компании позволят создать высокую инновационную активность в отрасли и широкий набор решений, ориентированных на потребности рынка. В развитых странах на МСП приходится более 50% инноваций как в специальных, так и в профессиональных сегментах. Они также сформируют развитую сеть поставщиков и эффективную кооперацию внутри страны. Для поддержки "малышей" мы с 2016 года пускаем механизм субсидирования новых высокопроизводительных проектов.
Справка "РБГ"
Радиоэлектроника - самая быстрорастущая отрасль промышленности в мире. В структуре добавленной стоимости ее доля уже сейчас составляет почти треть и дальше будет только увеличиваться. Ежегодный прирост мирового рынка ожидается в среднем на уровне 7%. К 2030 году он утроится - до 223 триллионов рублей.
По расчетам минпромторга, к 2030 году выручка российских компаний, занимающихся радиоэлектроникой, вырастет в 7 раз - до 1,5 триллиона рублей. А выработка на одного сотрудника увеличится с нынешнего 1 миллиона рублей в год на человека до 10 миллионов рублей.