Интервью журналу Человек и труд
В прошлом году Российский союз промышленников и предпринимателей отметил свое 20-летие. Несмотря на столь молодой, по человеческим меркам, возраст, это один из старейших институтов, возникших в новейшей - пореформенной - отечественной истории, сумевший стать достойным "игроком" на поле социального партнерства. Его недаром называют "голосом российского бизнеса". Включающий более 130 региональных и отраслевых объединений в ключевых секторах экономики, следующий принципам добровольности участия и равноправия всех членов, самоуправления, законности, открытости, РСПП последовательно отстаивает базовые ценности предпринимательства - экономическую свободу, социальную ответственность, частную собственность, предприимчивость, конкуренцию.
"Модернизация для России - не просто преодоление отставания в каких-то сферах, а приведение экономики в соответствие с требованиями глобальных реалий"
В прошлом году Российский союз промышленников и предпринимателей отметил свое 20-летие. Несмотря на столь молодой, по человеческим меркам, возраст, это один из старейших институтов, возникших в новейшей - пореформенной - отечественной истории, сумевший стать достойным "игроком" на поле социального партнерства. Его недаром называют "голосом российского бизнеса". Включающий более 130 региональных и отраслевых объединений в ключевых секторах экономики, следующий принципам добровольности участия и равноправия всех членов, самоуправления, законности, открытости, РСПП последовательно отстаивает базовые ценности предпринимательства - экономическую свободу, социальную ответственность, частную собственность, предприимчивость, конкуренцию.
Виктор ЧЕРЕПОВ, исполнительный вице-президент РСПП, ответил на вопросы главного редактора "ЧТ".
Что позволяет РСПП реально влиять на деловой климат в стране, в регионах?
Прежде всего, уровень, если так можно выразиться, представленности в нем отечественного бизнеса. Не может не впечатлять, к примеру, такой факт - членами нашего Союза производится порядка 80% российского ВВП.
Замечу, РСПП действует в двух организационно-правовых формах - Общероссийского объединения работодателей (ООР ”РСПП”) и Общероссийской общественной организации (ООО ”РСПП”). Вначале РСПП являлся общественной организацией, с 2006 г. он стал полностью работодательской, при сохранении и общественной своей ипостаси. В настоящее время в ООР ”РСПП” входят 356 коллективных членов - 75 региональных объединений (а это более 16 тыс. организаций), 55 отраслевых союзов (около 50 тыс. организций), 226 компаний (в том числе, РЖД, Аэрофлот, Совкомфлот, Сибур, ВТБ, Группа ГАЗ и др.). В составе ООО "РСПП" 78 региональных отделений, 5 отраслевых союзов, созданных в форме общественных организаций, индивидуальные члены. Если в 2006 г. в наш союз вступили 83 организации, то в настоящее время их насчитывается уже 356.
Сегодня членство в РСПП воспринимается как своего рода констатация бизнес-состоятельности хозяйствующего субъекта и его руководителя, "сертификат соответствия" компании. Партнерство с РСПП дает предприятиям-партнерам возможность расширять сферу деловых контактов и производственных связей, продвигать продукцию и лоббировать свои интересы, налаживать межрегиональные производственные и торговые отношения, участвовать в общероссийских, международных и других мероприятиях, проводимых РСПП.
Фактически наш Союз является площадкой, на которой вырабатывается консолидированная позиция представителей бизнес-сообщества по наиболее значимым для них вопросам. Именно возможность высказаться и услышать других, найти оптимальное решение, которое будет донесено до исполнительной власти и законодателей, получить актуальную, достоверную информацию - вот что привлекает в ряды нашего Союза. На заседаниях рабочих органов РСПП - комиссий и комитетов (сегодня действуют 17 отраслевых комиссий и 18 комитетов) - полемика зачастую бывает очень жаркой, тем не менее почти всегда удается находить консенсус, с которым можно выходить на уровень либо профильного министерства, либо правительства, а в случае законодательных инициатив - Государственной думы, Совета Федерации, президента. Принятая рабочими органами РСПП позиция закрепляется решением Бюро Правления РСПП (это высший орган в период между Съездами), которое оформляется в виде ”позиции РСПП по вопросам...” (например, таможенной политики, сокращения административных барьеров и т.д.). Официальное мнение Союза президент РСПП А.Шохин доносит до адресата в зависимости от ”точки приложения” вопроса.
Являясь координатором со стороны объединения работодателей, президент РСПП подписывает Генеральное соглашение с правительством и профсоюзами. В нем, как известно, фиксируется минимальный размер оплаты труда, согласовываются все нормы, которые так или иначе влияют на социальную и экономическую жизнь страны, учитываются изменения в тарифной политике и т.п. Это важный рычаг в выстраивании отношений между бизнесом, государством и профсоюзами. И мы им успешно пользуемся.
Уже третий год занимаемся оценкой регулирующего воздействия нормативных правовых актов на бизнес-климат в стране, что является достаточно продуктивным методом взаимодействия с властью: сегодня практически все НПА направляются в РСПП для экспертной оценки. Мы даем свои заключения, отстаиваем свою точку зрения на заседаниях рабочих групп в Минпромторге, Минэкономразвития, Минздраве, Минтруде, на Правительственной комиссии по законопроектной деятельности, а далее - на заседаниях комитетов ГД и СФ. Выстраивается такая вот многоэтапная работа.
Назовите, пожалуйста, самые яркие из инициатив РСПП, которые встретили поддержку законодателей?
Огромную работу на протяжении последних шести лет проделал возглавляемый А.Мордашовым Комитет РСПП по международной торговле и интеграции в ВТО, вклад которого в подготовку документов, способствующих присоединению нашей страны к этой организации, действительно значителен. Был создан специальный Комитет по техническому урегулированию и оценке соответствия, который очень много сделал для совершенствования системы техрегулирования. Осуществляется эффективная работа в сфере промбезопасности, экологической политики.
Как в РСПП выстраиваются отношения с регионами?
Взаимодействие с региональными отделениями является механизмом доведения наших решений до уровня субъектов. И наоборот, если у них появляются интересные идеи, они обращаются к нам и мы продвигаем их в виде законодательных инициатив или решений правительства. Региональные объединения работодателей в большинстве Субъектов РФ стали центрами самоорганизации делового сообщества. Их представители участвуют в работе трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, а руководители 67 объединений являются подписантами региональных трехсторонних соглашений.
Деятельность региональных отделений РСПП вносит весомый вклад в развитие экономики регионов: их членами производится более 50% ВРП; они обеспечивают большую часть налоговых поступлений в бюджеты субъектов.
Для решения общих задач территориального развития бизнеса в восьми федеральных округах созданы и работают координационные советы отделений РСПП.
В развитие темы, связанной с регионами, хотела бы спросить: что, на ваш взгляд, является объективным критерием результативности региональной политики?
По моему мнению, - сокращение различий между лидирующими и отстающими субъектами Федерации по основным показателям социально-экономического развития. Пока что эти различия велики и, к сожалению, продолжают увеличиваться, причем не только между субъектами, но и частями страны. Несмотря на принимаемые меры, усиливаются различия между западом, востоком и югом России.
Думается, что следует поощрять регионы, которые добились увеличения собственной доходной базы, и учитывать это при распределении федеральных дотаций. Пока же чем больше регионы зарабатывают, тем больше федеральный центр у них забирает для последующего перераспределения.
На фоне расширения глобализации, оказывающей влияние и на бизнес, и на экономику регионов, социально-экономическое благополучие последних надо увязывать с предпринимательской активностью и конкурентоспособностью территорий.
Как можно оценить степень инновационности российских предпринимателей?
Одним из основных направлений взаимодействия государства и бизнеса РСПП считает создание системы стимулов для реализации модернизационных и инновационных проектов.
Структура инновационной активности по секторам экономики достаточно логична. Наиболее высокая доля инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров - у транспортного машиностроения (более 17%), а максимальная доля компаний, осуществляющих технологические инновации, - в производстве кокса и нефтепродуктов (более 30%).
Вызывает озабоченность низкий уровень инновационности легкой промышленности, резкое падение доли инновационной продукции в обработке древесины и производстве изделий из дерева (с 6,6% в 2008 г. до 1,7% в 2010 г.).
При этом доля компаний в рейтинге инвесторов в исследования и разработки неприемлемо мала - в прошлом году в ”Тысячу крупнейших неевропейских инвесторов в НИР” входили лишь две отечественные компании - Газпром и Лукойл, правда, в этом году их уже четыре, в рэнкинг вошли Роснефть и ФСК.
В действующих и разрабатываемых стратегических документах в качестве целевых показателей определены:
увеличение к 2018 г. в 1,3 раза доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВВП по сравнению с уровнем 2011 г.;
повышение к 2018 г. до 5-10% доли России на рынках высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг.
Сегодня меньше говорится о модернизации отечественной экономики. Тем не менее только она способна дать достойный ответ на вызовы XXI в. Без участия предпринимательского сообщества, без искренней заинтересованности российских бизнесменов в осуществлении модернизации рассчитывать на успех, видимо, не стоит. Какие шаги, по мнению РСПП, следовало бы предпринять государству, чтобы стимулировать их к обновлению, к реализации своего инновационного потенциала?
Модернизация для России - не просто преодоление отставания в каких-то сферах, а приведение ее экономики в соответствие с требованиями глобальных реалий. Инвестиционная активность компаний после кризиса постепенно восстанавливается. В соответствии с результатами опроса, организованного РСПП, увеличилась доля компаний, реализовавших за последний год крупные инвестпроекты, - с 38% в 2011 г. до 45% в 2012 г.
Более трети опрошенных компаний оценивают свое развитие в прошлом году как успешное. Вместе с тем динамика качества предпринимательского климата в 2012 г. получила сдержанные оценки: свыше трети опрошенных компаний заявили, что предпринимательский климат ухудшился.
Для того чтобы инновационно-инвестиционная активность компаний возросла, необходимо решить застарелые проблемы. Прежде всего, бизнес-сообщество волнует нехватка квалифицированных кадров. На втором месте находятся административные барьеры, на третьем - рост цен. Еще один серьезный ограничитель - избыточно высокая фискальная нагрузка на бизнес, причем как ее налоговый компонент, так и социальные страховые платежи. В посткризисных условиях нагрузка на бизнес - как прямая, так и косвенная - увеличилась. Ее уровень не просто не стимулирует модернизацию экономики и инновационую деятельность компаний, а становится барьером для развития. Недостаточно защищены и права собственности. Компании регулярно сталкиваются с нарушением своих прав со стороны органов власти.
Второй год подряд компании отмечают неудовлетворительный уровень инвестирования в инновационные проекты, что связано с недостатком собственных финансовых средств. При этом признается ограниченная доступность кредитных средств: из-за сложностей, связанных с привлечением заемных финансовых ресурсов, бизнес не очень-то рассчитывает на них при планировании своих инновационных проектов.
Представляется необходимым реализовывать прежде всего институциональные меры - вводить дополнительные универсальные налоговые стимулы, повышать уровень защищенности бизнеса, совершенствовать нормативно-правовую базу, не допуская появления новых возможностей для действий чиновников ”по усмотрению”, и лишь во вторую очередь ориентироваться на вспомогательные институты, такие, например, как создаваемая система уполномоченных по защите прав предпринимателей.
Нынешняя структура российской экономики препятствует достижению высоких темпов роста, фиксирует ее ограниченную роль в мировой экономике. По-видимому, углубление международной интеграции, вступление в ВТО способны позитивно повлиять на сложившуюся ситуацию?
Присоединение к ВТО - серьезный стимул к повышению конкурентоспособности отечественных компаний, в том числе к переходу в сегмент более высокого уровня переработки. Аналогичную роль играет членство России в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве - конкуренция юрисдикций помогает российскому бизнесу добиваться максимальных уступок от государства.
Многие из открывающихся в России возможностей будут интересны нашим иностранным партнерам. В частности, есть принципиальное решение о необходимости активнее привлекать иностранные компании к реализации проектов в проблемных, недостаточно эффективных и неинновационных секторах. Например, создается механизм привлечения иностранных организаций к участию в конкурсах на строительство автомобильных дорог федерального и регионального значения.
Очевидно, что государство продолжает ”уходить из экономики”, при этом во многих случаях у иностранных инвесторов нет серьезных ограничений по доступу к реализуемым активам.
Формируются комплексные, соответствующие нормам и правилам ВТО меры, направленные на поддержку и модернизацию наиболее уязвимых секторов экономики, включая легкую промышленность, сельское хозяйство, машиностроение, химическую промышленность и др. При этом создаются благоприятные условия для иностранных инвестиций в эти секторы.
Проект создания Международного финансового центра в Москве становится все более реальным. Завершено объединение двух ведущих российских фондовых площадок - ММВБ и РТС, которые трансформировались в единую Московскую биржу. Это создает условия для привлечения капитала в нашу страну без необходимости для совместного предприятия выходить на западные фондовые рынки.
В рамках присоединения к ВТО ожидается дальнейшее упрощение миграционных правил для высококвалифицированных управленцев, что повышает привлекательность работы в России.
В целом участие нашей страны в интеграционных объединениях уже помогло российскому бизнесу даже на начальных стадиях формирования Таможенного союза (когда удалось добиться решения ряда проблем в области таможенного администрирования) или присоединения к ВТО (корректировка законодательства не только во внешнеэкономической сфере, но и по ряду направлений экономической политики).
Росстат фиксирует уменьшение оттока капитала в последние месяцы. Но уменьшение отнюдь не означает прекращения его бегства из страны. А это значит, что инвестиционный климат радикально не улучшился...
Чтобы он стал действительно благоприятным, требуется устойчивая выверенная законодательная база. Если же законы приняты, нужно четко их придерживаться. Инвесторов пугают частые изменения ”правил игры”. Они ищут надежные ”причалы”, где можно спокойно чувствовать себя не только во время штиля.
Почему-то опыт других стран нас ничему не учит. Скажем, в Китае начинающий бизнес получает три года фискальных каникул - пока не имеешь прибыли, никаких налогов не платишь. У нас же, как только встал на учет в налоговой инспекции, завтра же обязан уплатить налоги, хотя никакой прибыли еще нет. Абсурд! А разве нормально, что подключение к сетям малых и средних предприятий стоит миллионы рублей? Много вопросов к тарифной и кредитной политике.
Перечень проблем, которые волнуют отечественное предпринимательское сообщество и непосредственно влияют на инвестиционный климат, не исчерпываются названными мною. Вместе с тем нельзя говорить, что за 20 лет ничего не удалось сделать. Изменилось понимание, нас стали слушать, привлекать к развязыванию ”узлов”. РСПП практически везде присутствует, использует все возможные трибуны, чтобы отстаивать позицию отечественного бизнеса. Нередко это удается, но мы хорошо понимаем, что впереди еще очень много работы.
Согласно опросу, о котором вы упоминали, острейшей проблемой большинство отечественных бизнесменов считает нехватку квалифицированных кадров. Какова позиция РСПП по этому вопросу?
Решению этой проблемы могло бы помочь взаимодействие государственных органов и объединений работодателей по выработке современной системы квалификаций. РСПП уже имеет положительный опыт в этой области: совместно с Минобрнауки России сформирован общественно-государственный совет по вопросам независимой оценки качества профобразования, сертификации квалификаций. В его состав вошли руководители ведущих объединений работодателей, крупнейших компаний, представители основных заинтересованных ведомств.
Решение задач в области управления персоналом, проведения сертификации и оценки квалификации работников, формирования государственных образовательных стандартов и программ всех уровней профобразования требует создания современной системы национальных профессиональных стандартов. В настоящее время они разрабатываются в основном по инициативе и за счет средств работодателей. Методология, предлагаемая РСПП с учетом опыта передовых стран, может стать основой формирования такой системы на базе государственно-частного партнерства.
В настоящее время рекомендованы к использованию и внесению в национальный реестр 69 профессиональных стандартов, утвержден план разработки профстандартов на 2012-2015 гг., предусматривающий разработку 800 стандартов. Данная работа ведется во взаимодействии с Минтрудом России.
Однако в силу неурегулированности вопросов определения ответственности государства и работодателей процесс носит неравномерный характер и не соответствует потребностям инновационного развития.
Назрела необходимость сокращения сроков освоения основных образовательных программ начального и среднего профессионального образования. Сегодня срок их освоения достигает трех лет за счет того, что они перегружены общеобразовательными предметами. По мнению экспертов РСПП, целесообразно разделить процессы получения начального, среднего профессионального образования и основного общего, среднего (полного) общего образования. При этом основное внимание необходимо уделить реализации целевых и оптимальных по срокам обучающих профессиональных программ, которые не включают в себя общеобразовательную подготовку, но существенно увеличивают объем и требования к практике. Это позволит сократить подготовку необходимых экономике специалистов с трех лет до восьми месяцев.
Инфраструктура профессиональных образовательных учреждений требует больших затрат. Уже приняты налоговые решения по отнесению на расходы, связанные с производством и реализацией, затрат компаний на обучение персонала и молодежи, учащейся по контрактам с предприятиями.
По нашему мнению, в целях создания благоприятных условий для развития системы профессионального образования, стимулирования инвестиций бизнеса в профподготовку целесообразно вывести из-под налогообложения все имущественные и денежные вложения работодателей в профессиональное образование и обучение без разделения на ”своих” и ”чужих”. Эти предложения были направлены в Правительство РФ.
Кроме того, корпоративные учебные центры могли бы быть более активно задействованы государством для подготовки безработных и взрослого населения. Практика компаний по реализации программ подготовки специалистов показывает, что в основном группы укомплектованы большим числом учащихся, нежели это необходимо для того или иного предприятия. Это происходит за счет заказа, сформированного местными органами власти, например, для безработных граждан, а также населения, поступившего с местного рынка труда, которое нуждается в квалифицированной профессиональной подготовке. Это выгодно и компаниям, и регионам.
Что, с точки зрения РСПП, могло бы способствовать совершенствованию трудового законодательства?
Одно из основных направлений - комплексная переработка норм и правил в сфере охраны труда.
Задача состоит в создании современной и эффективной системы оценки и управления профессиональными рисками, осуществлении перехода от формального предоставления гарантий и компенсаций за работу во вредных и(или) опасных условиях труда к их установлению на основе состояния производственной среды на конкретных рабочих местах по итогам их аттестации. Изменения должны переломить тенденцию, когда сокращать не очень качественные рабочие места невыгодно ни работодателю, ни работнику, ни государству. Необходимо, чтобы система стимулировала работодателей к выводу ”плохих” рабочих мест.
Важно, чтобы совершенствование системы управления охраной труда сопровождалось упорядочением государственного регулирования и контроля, переходом на принципы декларирования организациями условий труда. Следует развивать государственную систему информирования в сфере охраны труда, в том числе дистанционного информационного консультирования работодателей по вопросам безопасного труда.
И конечно, реализовывать меры, обеспечивающие изменение подходов к реформированию системы обязательного социального страхования от несчастным случаев на производстве, внедрение актуарных и прогностических механизмов управления системой охраны труда.
РСПП считает необходимым ускорить введение новых правил аттестации рабочих мест, новых стандартов безопасности труда, гармонизированных с зарубежными нормами и взаимосвязанных с технологическим нормированием в рамках законодательства о промышленной экологии и технологической безопасности.
Марина Баринова