Конкурентоспособность регионов РФ: инновации, инвестиции, партнерство
Исполнительный вице-президент РСПП А.В.Мурычев принял участие и выступил на пленарном заседании конференции «Конкурентоспособность регионов РФ: инновации, инвестиции, партнерство», которая состоялась 23 ноября 2011 г. в здании Правительства Москвы (ул. Новый Арбат 36/9).
Исполнительный вице-президент РСПП А.В.Мурычев принял участие и выступил на пленарном заседании конференции «Конкурентоспособность регионов РФ: инновации, инвестиции, партнерство», которая состоялась 23 ноября 2011 г. в здании Правительства Москвы (ул. Новый Арбат 36/9).
1. Основной вопрос при подготовке эффективной региональной инвестиционной стратегии - как определить, с чего начинать? Что можно сделать, чтобы быстро переломить существующую негативную ситуацию с качеством инвестиционного климата?
2. Статистика не всегда позволяет точно диагностировать проблемы, например, в регионе выросли инвестиции, а на самом деле это лишь пара крупных проектов и в следующем году цифры вернуться к стандартным значениям.
3. Если посмотреть на Россию «со стороны», в соответствии с Global Competitiveness Index 2011-2012 Всемирного экономического форума (Россия - 66 место из 142, в предыдущем рейтинге - 63), у нас проблемы с таким фактором конкурентоспособности, как состояние институтов – 128 место, товарный рынок – 128 место, развитость финансового рынка - 127, условия ведения бизнеса - 114.
Итоговое место России в последнем рейтинге Doing business-2012 незначительно улучшилось. Вместе с тем говорить о существенном прорыве, когда страна занимает 120 место из 183, не приходится.
К числу показателей, значимо ухудшающих рейтинг России, в текущем обзоре добавились вопросы подключения к электросетям. Более того, сейчас самое низкое место – 183 - страна занимает именно по этому показателю. Вопрос даже не в цене подключения, а в количестве процедур и, главное, в сроках. 281 день – слишком долго не только для развитых, но и для развивающихся стран.
При этом по предыдущему негативному лидеру – получение разрешений на строительство – ситуация несколько улучшилась. Во всяком случае, Россия занимает 178, а не 182 место, а средние сроки получения разрешения уменьшились с 540 до 423 дней.
4. Еще более, чем международные рейтинги, важны оценки самого бизнеса. РСПП провел два блока опросов – преимущественно российские компании опросили сами, а иностранные компании – совместно с компанией КПМГ под эгидой Международного совета по сотрудничеству и инвестициям.
5. Если взять регион, который относится к числу лидеров по двум нашим опросам, да и многим другим рейтингам – то получается, что его главные характеристики:
намного более высокое качество инфраструктуры (например, это один из немногих регионов, где положительные оценки получило состояние автомобильных дорог);
значимо более низкий уровень административных барьеров и коррупционности отношений бизнеса и государства. Ограничения для создания новых компаний в регионе минимальны. Срок проведения проверок в компаниях в почти три раза меньше, чем в среднем по опросу (13 и 36 дней). Местная и региональная администрации получили одинаковые и практически максимально возможные оценки – почти 90 % компаний заявили, что органы власти не мешают им работать. При этом компании в регионе имеют большой опыт судебных тяжб с органами власти и оценивают свои шансы на выигрыш выше, чем компании других субъектов Российской Федерации.
Результат – высокая инвестиционная активность, и даже оценки уровня защищенности собственности оказались в положительной зоне (факт, не менее удивительный, чем высокие оценки качества автомобильных дорог).
6. Если посмотреть на отстающие в инвестиционной привлекательности регионы, то их основные черты по итогам опроса российских компаний:
низкие оценки качества инфраструктуры – не только автомобильных дорог, но и электроэнергетики, водоснабжения и т.д.;
меньшая востребованность компаниями судебных механизмов для защиты своих прав, да и в целом стремление предпринимательского сообщества к легальному взаимодействию с органами власти существенно ниже;
сложности с началом нового бизнеса в регионе;
проверяющие «сидят» в компаниях дольше, чем в среднем по опросу;
уровень защищенности частной собственности критически низок.
7. Получившийся список проблем иностранного бизнеса в значительной степени совпадает с результатами опроса российских компаний, включая низкое качество инфраструктуры, сложности взаимоотношений с органами власти на местах и коррупция, недостаточный уровень защищенности бизнеса.
Оценки в части кадров несколько разняться. В опросе российских компаний, чем лучше оценки инвестиционного климата в регионе, тем выше озабоченность нехваткой кадров, особенно в перспективе. В оценках иностранных компаний такой прямой связи не наблюдалось.
Есть факторы инвестиционного климата, которые пока не так важны для российских компаний, как для иностранных (например, низкое качество социальной инфраструктуры и услуг, плохая экология, проблема безопасности и т.д.).
Но как раз из-за кадрового дефицита ситуация может измениться – «заманить» недостающих работников в условиях очередей в детский сад, недостаточного качества школьного образования или отсутствия квалифицированных врачей (не говоря о разваливающихся больницах) очень сложно.
8. Государство должно осторожно вмешиваться в конкуренцию регионов за инвестиции, стимулируя слабых, не ухудшая условия работы для сильных и, наконец, довести до ума законодательство федерального уровня.
9. Немотивированность многих чиновников на повышение инвестиционной привлекательности региона понятна. В сводную оценку деятельности губернаторов входит слишком много показателей. Надо радикально упрощать методику оценки деятельности глав регионов.
Не нужно преувеличивать значение визитки губернатора или вице-губернатора с мобильным телефоном. Важен не факт наличия такой визитки, а эффективный внешний контроль за деятельностью чиновников – если компания имеет возможность быстро донести свою проблему до «начальства», на низовом уровне будут полностью соблюдать регламенты и активно реализовывать инвестиционную стратегию региона.
10. Оценки перспективности попыток судиться с органами власти сильно разняться от региона к региону, но в целом российские компании в отличие от иностранных оценивают арбитражные суды как довольно эффективный способ защитить свои права.
Но любая попытка администрации вмешаться в судебный процесс даже с благими целями защиты инвестора - вред для инвестиционного климата.
Хотя основную работу по повышению прозрачности и эффективности системы защиты прав компаний должны вести федеральные органы власти, но многое могут сделать и регионы: совершенствовать процедуры административного обжалования действия/бездействия региональных органов власти (запрет передачи на рассмотрение жалобы в орган власти/подразделение, на действие/бездействие которого направлена жалоба; по желанию заявителя рассматривать жалобу в очном порядке с его участием).
11. Не инвесторы должны выпрашивать участок и потом тратить годы на подключение к инфраструктуре, а регион с готовыми к продаже или аренде участками должен «бегать» за потенциальными инвесторами. Кстати, когда представители администрации водят инвестора «за ручку» по инстанциям – это не лучший вариант.
Необходимо повышение прозрачности процедур подключения к инфраструктуре: открытая информация о возможностях подключения, публичный список очереди на подключение по группам потребителей в регионе.
12. Самый проблемный контрагент для бизнеса (вне зависимости от успешности инвестиционной политики региона) – территориальные органы федеральных органов исполнительной власти. Поскольку в федеральных округах появились омбудсмены в лице замов полпредов Президента – это то, чем им нужно заняться в первую очередь, в том числе, возможно, выйти с предложением по более жесткой регламентации деятельности таких органов власти и их ответственности за ухудшение инвестклимата в регионе.
И здесь нужна более жесткая регламентация деятельности чиновников с одной стороны, и высокий уровень ответственности – с другой. Причем ответственность не только за то, что не рассмотрел жалобу предпринимателя или рассмотрел с нарушением сроков, а за сам факт нарушения прав предпринимателей и понесенные им убытки.
13. Многое говориться о необходимости повышения предсказуемости изменений делового климата. Если на федеральном уровне не можем договориться об отложенном сроке вступления в силу нормативных актов, повышающих нагрузку на бизнес, давайте введем такой принцип в регионах.
14. Как только регион становится более-менее инвестиционно привлекательным, у него возникает проблема с нехваткой кадров. Так что об этом надо думать на самых ранних стадиях реализации инвестиционных стратегий регионов.
Если придут все инвесторы, которых хотите «заманить» – необходимо уже сейчас понимать, какие специалисты им понадобятся, есть ли они в регионе, надо ли их доучивать или переучивать. И, кстати, если регион хочет привлекать иностранных инвесторов, имеет смысл подумать о курсах английского языка.
15. Регионы не должны думать, что один раз создали хорошую правовую базу, привлекли несколько инвесторов и все. Требуется постоянная работа, мониторинг настроений инвесторов, причем исключительно силами неправительственных структур.