Не допустить потерю национального контроля над аграрным сектором
В июне-июле 2013 года на площадке РОР «Союз промышленников и предпринимателей Калининградской области» состоялся ряд заседаний, «круглых столов» с участием заместителя Полномочного представителя Президента по Северо-Западному федеральному округу Станислава Воскресенского, первого заместителя Министра сельского хозяйства Калининградской области Михаила Хованского, руководителей отраслевых предприятий по проблемам развития агропромышленного комплекса региона.
В июне-июле 2013 года на площадке РОР «Союз промышленников и предпринимателей Калининградской области» состоялся ряд заседаний, «круглых столов» с участием заместителя Полномочного представителя Президента по Северо-Западному федеральному округу Станислава Воскресенского, первого заместителя Министра сельского хозяйства Калининградской области Михаила Хованского, руководителей отраслевых предприятий по проблемам развития агропромышленного комплекса региона.
Опыт стран Балтии и Восточной Европы показал, что при слиянии национального и международного рынков происходит потеря национального контроля над целыми отраслями экономики. Подобная угроза существует и для сельского хозяйства России после вступления в ВТО. Так, по словам вице-президента Российской академии сельскохозяйственных наук Ивана Ушачева, вступление России в ВТО приведет к снижению ее доли в экспорте продуктов питания до 1 процента, и увеличению импорта на 2,3%. Это значит, что Россия будет покупать больше, чем продавать, на 7,3 млрд. долларов.
Но мы видим, что перспективы такой потери национального контроля не устраивают власти нашего государства. Правительство РФ одобрило Программу развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы, в рамках которой аграриям планируется выделить 1,5 триллиона рублей. Чтобы не нарушать правила ВТО, было принято решение изменить форму выплаты от прямого субсидирования к поддержке повышения доходности сельхозпроизводителей. Это, по мнению чиновников, более эффективно – развитые страны используют именно такой механизм. Но при этом критерии отбора не позволяют безответственным предпринимателям получать немалые госсредства и жить на них безо всякой отдачи.
Однако надо понимать, что в Калининградской области ситуация сложнее, чем в других российских регионах. Прежде всего, из-за более тесных связей региональных производителей с европейскими экономическими процессами, так как большинство местных предприятий работают с партнерами именно в странах ЕС, используют сырье и комплектующие, производимые в ЕС, и, естественно, в странах-членах ВТО.
Члены РОР СПП КО в ходе рабочих совещаний выделили следующие основные проблемы, которые при вступлении России в ВТО существенно повлияют на экономические сценарии в Калининградской области:
1. Экономика нашего региона импортозависима, большинство товаров (продовольствие, техника) импортируется из ЕС и других регионов.
2. Экспортируется, в основном, сырье либо продукция с низким уровнем переработки.
3. Уровень государственной поддержки производителей в России гораздо ниже, чем в ЕС либо в азиатских странах. Это еще больше, чем на остальных российских аграриев, влияет на калининградских производителей, которые и так находятся в неблагоприятных условиях из-за высоких транспортных тарифов на территориях зарубежных стран, и более длинного «плеча подвоза» к российскому рынку.
4. Производительность труда, по сравнению со странами ЕС, находится на более низком уровне, что также существенно снижает конкурентоспособность регионального продукта на рынке Евросоюза.
Все перечисленные аспекты актуальны для сельскохозяйственного сектора. Региональное отделение СПП в рамках своих рабочих заседаний и консультаций, в том числе, с региональными и федеральными властями, ведет постоянную работу по поиску новых решений, которые позволят снизить риски калининградских предпринимателей, работающих в сельскохозяйственной сфере.
В частности, мы считаем необходимым внести предложение в адрес Минсельхоза РФ, Минфина РФ увеличить поддержку сельхозсектора до $9,7 млрд. с последующим посте-пенным снижением до $4,4 млрд, как это необходимо в соответствии с правилами ВТО.
Нужно также разработать изменения в Федеральную целевую программу развития сельского хозяйства в РФ, которые предусматривали бы как возмещение расходов предприятий на создание современных агропромышленных производств (это активно используется в ЕС и не противоречит правилам ВТО), так и прямую финансовую поддержку экспортно-ориентированных предприятий, использующих современную организацию труда, эффективную технику и технологии.
Изучение региональных документов, касающихся перспектив социально-экономического развития Калининградской области, позволяет сказать, что аграрный сектор входит в число приоритетных чисто номинально. Реальные акценты сделаны на индустриальное и туристическо-рекреационное развитие экономики. Сельское же хозяйство ограничивается фактически поддерживающими мероприятиями, не гарантирующими ни количественного, ни качественного роста отрасли. Муниципальные власти, соответственно, лишь воспроизводят эту логику на своем управленческом и финансовом уровне.
Это не злой умысел и не низкая квалификация управленцев: таковы реальные компетенции в принятии решений и их денежном обеспечении. Региональные власти объективно не в состоянии влиять на существенном уровне на развитие сельского хозяйства и поддержку сельхозпроизводителей.
Последнее расширенное заседание СПП с участием заместителя полпреда президента в СЗФО Станислава Воскресенского и заместителя министра сельского хозяйства области Михаила Хованского – один из важнейших шагов в направлении поиска нужного алгоритма действий для выхода на позитивную перспективу. На нем мы рассмотрели все варианты и потенциал решения стоящих перед нами вопросов на разных уровнях, от предприятия до федеральных органов власти.
Наш вывод однозначен: необходимые эффективные решения находятся не на местах, не в регионе, а лишь в компетенции федерального центра. Нужны активные действия по рабо-те с центральными министерствами и ведомствами, депутатами Госдумы, чтобы жизненно необходимые решения были приняты как можно раньше. В этом мы рассчитываем на энергию и возможности Станислава Воскресенского, как представителя высшего должностного лица нашего государства.
Думаю, что нам удалось донести свое понимание до власти, и дальнейшая совместная работа будет иметь положительные практические результаты для всех аграриев нашего региона.