О ставке рефинансирования и не только

7 июня 2013 00:00
Мурычев  Александр Васильевич
Мурычев Александр Васильевич
Член Правления РСПП

Последние месяцы не дают оснований для оптимизма – инвестиции падают, темпы роста промышленного производства еще пока не отрицательные, но близкие и поэтому всего 0,5 % по сравнению с тем же периодом прошлого года (апреля к апрелю). Прошлый год – 3,3%.

Выступление на Международном Банковском Конгрессе
5 июня 2013 г., С.Петербург

Последние месяцы не дают оснований для оптимизма – инвестиции падают, темпы роста промышленного производства еще пока не отрицательные, но близкие и поэтому всего 0,5 % по сравнению с тем же периодом прошлого года (апреля к апрелю). Прошлый год – 3,3%.

Более тревожная картина складывается с нефтяной конъюнктурой. Доходы падают. Правительство вынуждено пересматривать доходы в сторону понижения при неизменном уровне расходов и принятых социальных обязательствах. По оценкам Минфина это означает, что бюджет может быть сбалансирован не при $100-105 за баррель, как предполагалось, а при $ 110-115. И это в условиях падения спроса на сырье со стороны ЕС, а также возможно Китая, с учетом замедления роста его экономики. В последнее время по мере ухудшения показателей развития российской экономики, все настойчиво раздаются предложения о смягчении денежно-кредитной политики, в т.ч. посредством снижения ставки рефинансирования Банка России. Для некоторых экспертов очевидно: деловая активность предприятий зависит от величины процента по кредитам, а последний, в свою очередь, зависит в значительной мере от ставки рефинансирования. Основной аргумент – снижение ставки повлияет на улучшение инвестиционного климата, вырастут объемы кредитования экономики. Но так ли это? За последние годы в стране снижалась ставка, а цена денег росла, кредитование корпоративному сектору резко снизились. Мировой опыт показывает, что не все так просто. В принципе, подобные предложения соответствуют общемировому тренду. Не только в России, но и в Европе, США, Японии и других странах пытаются противостоять второй волне мирового экономического кризиса с помощью смягчения денежно-кредитной политики со стороны центральных банков. К примеру, весной 2013 года после снижения базовой ставки рефинансирования ЕЦБ с 0,75% до 0,5% его президент Марио Драги заявил даже о том, что не исключает снижения ставки по депозитам до отрицательного уровня. Также весной 2013 года ЦБ Австралии снизил процентную ставку до рекордно низкого уровня – 2,75% а ЦБ Израиля снизил базовую ставку и вовсе до 1,5%.

Следует признать, что общемировой опыт говорит, скорее, о том, что подобная политика далеко не в полной мере оправдывает связанных с нею надежд. Российская же экономика отличается тем, что на монератные импульсы реагирует еще менее адекватным образом. Это свидетельствует о необходимости более глубокого изучения возможных последствий от смягчения денежно-кредитной политики путем манипуляций с банковскими ставками. Об этом говориться в т.ч. в исследованиях, которые провела аудиторская компания ФБК. За период с 2008 по 2013 гг. государства G-20 потратили, около 5% совокупного ВВП на поддержание банковской системы, выкуп акций за счет бюджетов, прямая помощь. Значительная часть (60%) по подсчетам The Economist направлялись на поддержку МСП. При средних ставках рефинансирования около 2% годовых, первоначальные ставки кредитования находятся на уровне 14-16%, а «уровень доступности» кредита, т.е. эффективная ставка по выданным и погашенным кредитам находится около 20% годовых в евро. Основным источником инвестиций в МСБ в Европе выступают личные накопления и сбережения хозяев бизнеса.

Таким образом, меры предпринятые в ЕС не привели к желаемому результату. Что для России, финансовой системы, экономики в целом более важно в настоящее время. Деловой климат, прежде всего, который не способствует усилению мотиваций для развития кредитования экономики. Поэтому, для Российского союза промышленников и предпринимателей повышение качества деловой среды является одним из важнейших направления работы и взаимодействия с органами власти. Оценки динамики делового климата за прошедший год довольно сдержанные. Опрос РСПП, данные Всемирного банка или статистика дают схожие результаты – прогресс есть, но незначительный. Из результатов опроса компаний-членов РСПП можно сделать еще один важный вывод: серьезным барьером для развития российского бизнеса на сегодняшний день является недостаточная эффективность государства. Если посмотреть на список наиболее острых проблем, которые мешают работать предпринимателям, то это либо чистая зона ответственности государства (высокие административные барьеры, высокие налоги страховые платежи, низкое качество госуправления, незащищенность прав собственности, тарифы, инфляция, коррупция), либо вопросы «совместного» ведения.

Таким образом, структурные преобразования, создание мотиваций для не нефтяного рынка, улучшение инвестклимата, деловой среды, активная государственная инвестиционная политика, включая инструменты госгарантий, субсидирование, страхование, смягчение денежно-кредитной политики, в т.ч. через снижение ставки рефинансирования - способны обеспечить оживление экономического процесса в России, а также долгосрочную перспективу роста промышленного производства.

Поделитесь