Об основных направлениях государственной политики Президента России В.В. Путина
1. Поствыборный период в 2012 году отличается от уже сложившейся практики. Обычно ждать конкретизации предвыборной программы нового Президента России приходилось до его Послания Федеральному Собранию. В этот раз основные направления работы будущего Правительства утверждены еще до того, как определился его состав.
1. Поствыборный период в 2012 году отличается от уже сложившейся практики. Обычно ждать конкретизации предвыборной программы нового Президента России приходилось до его Послания Федеральному Собранию. В этот раз основные направления работы будущего Правительства утверждены еще до того, как определился его состав.
В целом преимуществ у реализованного подхода достаточно много: четкая фиксация целевых значений ключевых показателей (производительность труда, создание и модернизация рабочих мест, рост инвестиций и т.д.), необходимых мероприятий и сроков их выполнения не зависит от конкретных персоналий. Правда, среди целевых показателей нет уровня консолидированной нагрузки на бизнес, хотя это его появление целесообразно, учитывая необходимость обеспечения прогнозируемости бизнес-среды и увеличения глубины стратегических планов компаний.
2. Большое внимание уделяется стратегическим вопросам. Действительно, подготовка проекта федерального закона о государственном стратегическом планировании необоснованно затянулась. При этом, в рамках доработки существующего законопроекта необходимо решить ряд задач, включая формирование четкой иерархии стратегических документов и жестко регламентированной процедуры их публичного обсуждения.
Зафиксирована чрезвычайно актуальная задача сформировать систему технологического прогнозирования – сейчас такая работа ведется, но «отрывочно» и далеко не по всем направлениям. Правда, показатель, предполагающий увеличение к 2015 году внутренних затрат на исследования и разработки до 1,77 % ВВП, не фиксирует целевого увеличения доли компаний, прежде всего частных, в таких расходах.
Вместе с тем возникает вопрос – Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации необходимо будет подготовить на период до 2018 года, а действующая Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации и проект Стратегии, разработанный экспертами ориентированы на период до 2020 года. Означает ли это, что появится третий документ или сократятся сроки реализации проекта Стратегии-2020? Для бизнеса этот вопрос относится к числу «стратегически важных».
3. Немного смущают меры, предусматривающие подготовку доклада, например, «о реализации мер по обеспечению обязательного предварительного публичного обсуждения размещаемых заказов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд на сумму свыше 1 млрд. рублей, включая формирование начальной цены контрактов».
Как показывает практика, доклад может быть недостаточно содержательным и, что важнее, непубличным, когда на него ставится гриф «для служебного пользования».
Здесь же кроются риски для предложенного доступа в сети Интернет к открытым данным, содержащимся в информационных системах органов государственной власти Российской Федерации – «загрифовал» данные по максимуму и нет проблемы.
А вот организация начиная с 2013 года обязательного публичного технологического и ценового аудита всех крупных инвестиционных проектов с государственным участием может сработать.
4. Определились сроки распространения механизма оценки регулирующего воздействия на налоговые и таможенные проекты нормативных правовых актов, подготовленные к рассмотрению Государственной Думой ФС РФ во втором чтении законопроекты, регулирующих отношения в области предпринимательской и инвестиционной деятельности – эти мероприятия должны быть реализованы до 1 января 2013 г. Причем на региональном уровне процедура ОРВ и экспертизы действующих НПА станет обязательной с 2014 года, для органов местного самоуправления – с 2015 года.
Сформировано «техзадание» на систему раскрытия информации о разрабатываемых проектах НПА, включая обязательное обобщение ФОИВами – разработчиками проектов НПА результатов публичных консультаций и размещение данной информации на едином ресурсе в сети Интернет.
5. Отдельный вопрос – приватизация. С одной стороны наконец-то поставлены жесткие сроки создания барьера на пути «расползания» госсектора - ограничивается приобретение госкомпаниями, а также организациями, ими контролируемыми, акций и долей хозяйственных обществ, с одновременной подготовкой программ отчуждения непрофильных активов госкомпаний.
Завершение до 2016 года выхода государства из капитала компаний «несырьевого сектора», не относящихся к субъектам естественных монополий и организациям оборонного комплекса – также довольно масштабная задача.
С другой стороны, очень хотелось бы понимать, когда государство планирует выйти из сырьевого сектора и сократить свое участие в естественных монополиях.
6. Многое было сделано для того, чтобы вывести предпринимателей из-под угрозы уголовным преследованием. К сожалению, «креатив» лиц, заинтересованных в сохранении для бизнеса ситуации постоянной угрозы, не знает пределов. Внесение изменений в законодательство, исключающих возможность решения хозяйственного спора посредством уголовного преследования, в том числе путём уточнения подведомственности судов общей юрисдикции и арбитражных судов по экономическим делам, поможет закрыть хотя бы часть «дыр», используемых для захвата бизнеса.
Часть мер пока сложно оценить - подготовка предложений, направленных на обеспечение реализации принципа независимости и объективности при вынесении судебных решений – хорошая задача, но не понятно, как она будет реализована. Есть, разумеется, ряд конкретных предложений, например, внести в законодательство Российской Федерации изменения, обеспечивающие права общественных объединений обращаться в суды общей юрисдикции или арбитражные суды в защиту интересов своих участников, тогда как в отношении совершенствования системы административного судопроизводства ясности пока немного, даже на уровне базовой развилки: создавать или нет административные суды.
В целом в части таможенного администрирования или подключения к сетям есть дорожные карты, представленные недавно на Наблюдательном совете АСИ. Ведется активное обсуждение с участием бизнеса оптимального формата создания института уполномоченного по защите прав предпринимателей, а в отношении судебной реформы нет пока ни дорожных карт, ни системных предметных обсуждений.
7. Появилась определенность с разработкой профстандартов. Уже к 1 сентября 2012 г. предполагается внести в Государственную Думу ФС РФ проект федерального закона о внесении изменений, касающихся разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов. До 1 декабря 2012 г. будет утвержден план разработки профессиональных стандартов, а к 2015 году предполагается утвердить не менее 800 профессиональных стандартов. При этом важно обеспечить, чтобы достижение количественных показателей не шло в ущерб качеству их разработки. Формат, когда де-факто вопросы утверждения профстандартов передаются органам власти, противоречит логике. Это функция работодательских объединений.
Главное, чтобы сохранилось понимание, что без ведущей роли работодателей и их объединений сформировать адекватную запросам современной экономики систему профессиональных стандартов невозможно.
По нашему мнению, основной целью плана разработки профессиональных стандартов должна стать выработка механизмов формирования и актуализации системы профессиональных стандартов, а также их разработка, прежде всего, для стратегически важных отраслей экономики, в том числе, с привлечением внебюджетных средств.
8. Неопределённой остается ситуация с пенсионной реформой. Предполагается разработать проект Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы до 1 октября 2012 г., предусмотрев в нём механизм увеличения размера пенсии гражданам, выразившим намерение продолжать работать по достижении пенсионного возраста и принявшим решение отсрочить назначение пенсии, а также определив меры, гарантирующие сохранность пенсионных накоплений и обеспечивающие доходность от их инвестирования. Но базовые контуры размеров страховых тарифов уже установлены в проекте Основных направлений налоговой политики – после 2014 года уровень нагрузки не меняется вне зависимости от стратегии пенсионной реформы. Ситуация, когда нагрузка сохраняется при неопределенности стратегии не может не беспокоить работодателей.
9. Предложения по внешнеэкономическому блоку в большинстве случаев сформированы без необходимой конкретизации. Задачи поставлены правильно:
способствовать углублению евразийской интеграции в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства Российской Федерации, Республики Белоруссия и Республики Казахстан и созданию к 1 января 2015 г. Евразийского экономического союза;
отстаивать принципы равноправия и взаимной выгоды в работе над новым базовым соглашением между Российской Федерацией и Европейским союзом о стратегическом партнёрстве;
продвигать инициативы, касающиеся дальнейшей либерализации визового режима;
содействовать продвижению и защите интересов российского бизнеса на внешних рынках, обеспечивать дипломатическое сопровождение отечественных деловых проектов, противодействовать дискриминации за рубежом российских участников внешнеэкономической деятельности и т.д.
Вопрос в реализации этих задач на практике. Также вызывает некоторое удивление, что во внешнеполитическом документе не упоминаются ВТО и ОЭСР.
Правда, есть одна очень важная новость – предполагается привлекать иностранные организации к участию в конкурсах и аукционах на строительство автомобильных дорог федерального и регионального значения. Это позволит повысить качество инфраструктуры, получить доступ к современным технологиям и, будем надеяться, уменьшить откаты.
10. Многие эксперты задаются вопросом – удастся ли реализовать задуманные планы, как обеспечить ответственность исполнителей всех этих поручений. Риски есть и они довольно велики.
Но, во-первых, по многим направлениям уже готовы «дорожные карты» и даже предложения по совершенствованию законодательства.
Во-вторых, если предложенная к внедрению система оценки эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц заработает, то шансы на реализацию повысятся.