Основные замечания экспертов РСПП по проекту федерального закона, предусматривающего введение торгового сбора

16 ноября 2014 00:00
Шохин Александр Николаевич
Шохин Александр Николаевич
Президент РСПП

РСПП выступает против введения торгового сбора. Введение сбора противоречит обязательству неувеличения налоговой нагрузки на бизнес (данный сбор носит налоговый характер), особенно в условиях, когда в значительной части прогнозов, в том числе в базовом сценарии Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и период 2016 и 2017 годов, ожидается нулевой рост российской экономики в 2015 году.

РСПП выступает против введения торгового сбора. Введение сбора противоречит обязательству неувеличения налоговой нагрузки на бизнес (данный сбор носит налоговый характер), особенно в условиях, когда в значительной части прогнозов, в том числе в базовом сценарии Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и период 2016 и 2017 годов, ожидается нулевой рост российской экономики в 2015 году.

Несмотря на обсуждения на площадке Минфина России и Правительства Москвы, законопроект не прошел формализованную экспертизу (оценку регулирующего воздействия), на необходимости которой для увеличивающих нагрузку на бизнес инициатив настаивает РСПП.

Данная инициатива повышает уровень непредсказуемости и нестабильности деловой среды и снижает и без того невысокий уровень взаимного доверия государства и бизнеса. Рост обязательных социальных страховых платежей дважды потребовал корректировки принятых решений из-за резкого сокращения предпринимательской активности. Реакция на введение сборов может оказаться более сильной при растущих рисках «невозвращения» в бизнес предпринимателей.

Даже зафиксированный на законодательном уровне перечень субъектов, в которых может быть введен сбор, не гарантирует его распространения на большую часть территории России уже в 2016 году.

Торговый сбор затрагивает производителей, особенно самозанятых и микропредприятия, которые самостоятельно реализуют произведенную продукцию.

Что касается недостатков самого законопроекта о введении сборов, к числу ключевых можно отнести следующие:

- рост административной нагрузки. Возникает обязанность постановки на учет в качестве плательщика сбора в налоговом органе на основании уведомления, в котором указывается объект обложения сбором (вид предпринимательской деятельности и объект осуществления торговли, с использованием которого осуществляется указанная предпринимательская деятельность), а также характеристики (количество и (или) площадь) объекта осуществления торговли, необходимые для определения суммы сбора.

При этом осуществление вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, без направления указанного уведомления приравнивается к ведению деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе, что неправомерно в принципе.

Кроме того, возникает серьезная проблема для организаций и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют торговую деятельность на выставках-ярмарках (если такой плательщик сбора участвует, например, в 30 различных выставках-продажах, то он будет вынужден 30 раз в год подавать уведомление);

- неучет реальной экономической ситуации. Начать оплату сбора необходимо уже по истечении первого квартала с момента начала деятельности, когда у компании не просто нет прибыли, но и величина выручки минимальна;

- непроработанность положений законопроекта в части объектов обложения. Не определено, как будет определяться площадь объекта (общая или полезная площадь, как и кем будет определяться полезная площадь и т.д.), что будет считаться объектом торговли в случае с интернет-магазинами ( и склад, и пункт выдачи, либо только один из объектов, либо иные объекты – сложный вопрос в ситуации, когда используются разнообразные форматы организации интернет-бизнеса, например, когда пункт выдачи – отдельное лицо, осуществляющее не торговлю, а доставку), как будут определять объекты, когда речь идет о вендинговых автоматах и в целом нестационарных объектах (риск того, что компания, владеющая 10 маленькими вендинговыми автоматами, будет платить больше, чем торговый центр);

- недостаточно эффективный механизм уменьшения сумму налога на прибыль на сумму сбора за отдельные виды предпринимательской деятельности. Налогоплательщик имеет право уменьшить сумму налога, исчисленного по итогам налогового периода по доходам от указанного вида предпринимательской деятельности на сумму торгового сбора, уплаченного в этом налоговом периоде, но вопрос превышения величины сбора над суммой налога не до конца урегулирован.

Читайте также:
www.interfax.ru
www.the-village.ru

 

Поделитесь