Особенности национальной ответственности

21 октября 2014 00:00
Феоктистова  Елена  Николаевна
Феоктистова Елена Николаевна
Управляющий директор по корпоративной ответственности, устойчивому развитию и социальному предпринимательству РСПП, заместитель Председателя Комитета по корпоративной социальной ответственности и устойчивому развитию

Представление российских компаний о социальной ответственности все больше соответствует мировым тенденциям, хотя абсолютного единообразия взглядов пока не наблюдается. Так считает директор Центра корпоративной социальной ответственности и нефинансовой отчетности РСПП Елена Феоктистова. В интервью IM она рассказала, чем вызвана эта «синхронизация», а также поделилась мнением о том, какая у наших компаний может быть специфика.

Представление российских компаний о социальной ответственности все больше соответствует мировым тенденциям, хотя абсолютного единообразия взглядов пока не наблюдается. Так считает директор Центра корпоративной социальной ответственности и нефинансовой отчетности РСПП Елена Феоктистова. В интервью IM она рассказала, чем вызвана эта «синхронизация», а также поделилась мнением о том, какая у наших компаний может быть специфика.

Каковы последние мировые тенденции развития социальной ответственности бизнеса?

Один из принципов корпоративной социальной ответственности (КСО) – открытость, прозрачность и, как следствие, отчетность. Так, в этом году Европейская комиссия приняла решение о том, что компании, в которых работает более 500 человек, должны публиковать данные о своей стратегии, рисках, результатах деятельности в таких областях, как социальная политика, трудовые отношения, права человека, экология, предотвращение коррупции. Это набор тем, которые традиционно относятся к блоку КСО и отражают деловую практику. С 2017 года раскрытие информации по ним станет в Европе обязательным. Это весьма важное решение.

Другой пример: Всемирная федерация бирж – крупнейшая отраслевая ассоциация на рынке ценных бумаг – объявила о создании рабочей группы для формирования общих требований к раскрытию информации о социально значимых аспектах деятельности эмитентов. Это тоже будет обязательным.

В прошлом году появились новые регламенты отчетности. Так, Global Reporting Initiative (GRI) выпустила новую версию руководства по отчетности в области устойчивого развития (G4). International Integrated Reporting Council (IIRC) выпустил стандарт интегрированной отчетности в поддержку развития новых тенденций в этой области. В целом идет работа, нацеленная на то, чтобы компании шли по направлению повышения информационной открытости в области социальной ответственности, а общество имело возможность оценить их результативность и оказываемые ими воздействия на различные стороны жизни общества.

На что сегодня в мире принято делать акцент?

Безусловно, экология была и остается в центре внимания, так же как права человека, социальная политика, различные аспекты вопроса безопасности, предотвращение коррупции. Но важно отметить, что права человека рассматриваются именно в аспекте предпринимательской деятельности, как это трактуется в соответствующем стандарте ООН. Когда говорится о правах человека применительно к КСО, имеется в виду широкий контекст: это и влияние на здоровье, и трудовые права, и вопросы сохранения окружающей среды, и безопасность продукции, и свобода информации, и управление нефинансовыми рисками. Кстати, эта тема сегодня стала более популярной, чем была раньше, и для российских компаний.

Находят ли мировые тенденции отражение в российских реалиях?

У нас понимание КСО все больше соответствует общепринятому Международному стандарту ISO 26000 («Руководство по социальной ответственности»). Во всяком случае, у крупных компаний это именно так. Если говорить о наиболее распространенных темах в России – это экология, безопасность и условия труда, социальная и кадровая политика, благотворительная деятельность. Наименее популярен вопрос прав человека. И главное, пока нет понимания того, что эту тему следует рассматривать в аспекте предпринимательской деятельности, а не только в общегуманитарном смысле.

В России есть свой национальный стандарт – это ГОСТ Р ИСО 26000 «Руководство по социальной ответственности», который был принят в 2012 году, он соответствует международному ISO 26000, является его прямым аналогом. Все чаще крупные компании в своей практике опираются на этот стандарт.

Происходящие в мире глобальные изменения объективно требуют усиления ответственности всех участников общественной жизни

Акценты и приоритеты у них могут быть разными, но общим становится понимание того, что КСО – это ответственность за весь комплекс не только социальных, но и экологических, экономических воздействий и что базируется она на эффективном взаимодействии с заинтересованными сторонами, на стремлении к достижению баланса интересов.

Могли бы вы привести примеры российских компаний, которые, на ваш взгляд, в своей практике наиболее близки к мировым трендам?

В частности, это лауреаты Всероссийского конкурса РСПП «Лидеры российского бизнеса: динамика и ответственность», итоги которого были объявлены в марте этого года. В номинации «За высокую социальную ответственность» победили «Северсталь» и СУЭК – это те компании, которые по нескольким специальным номинациям оказались в числе лидеров. А, например, в специальных номинациях «За вклад в решение социальных проблем территорий» были отмечены «Металлоинвест» и «Сахалин Энерджи», «За информационную открытость» – ГМК «Норильский Никель», «За экологическую ответственность» – «Архангельский ЦБК». В прошлые годы в числе победителей мы отмечали ЛУКОЙЛ, РЖД, «ММК», «Еврохим» и целый ряд других компаний.

В национальном реестре корпоративных нефинансовых отчетов на сайте РСПП можно увидеть, какие компании раскрывают о себе информацию регулярно, выпуская на добровольной основе отчеты об устойчивом развитии, корпоративной ответственности.

В основном это металлургический, нефтегазовый, энергетический и банковский сектора. В открытом доступе на сайте РСПП есть также «Библиотека корпоративных практик социальной направленности», где представлен богатый и разнообразный опыт почти 150 компаний.

Существует Социальная хартия российского бизнеса – документ, который в полной мере соответствует международным нормам в области КСО. Многие компании с гордостью заявляют о том, что являются ее участниками, разделяют заложенные в документе принципы ответственной деловой практики и намерены строить свою работу в соответствии с ними. Реестр участников Социальной хартии размещен на сайте РСПП.

В каких пропорциях распределяются роли между всеми участниками процесса – государством, бизнесом и обществом – в практике распространения и внедрения КСО в мире и в России?

Это процесс, в котором участвуют все стороны. Если говорить о Европе, там государство играет серьезную роль – поддерживает, поощряет, стимулирует социально ответственное поведение. Неслучайно Еврокомиссия приняла уже вторую Стратегию корпоративной социальной ответственности, в рамках которой она побуждает в том числе и к действиям, касающимся развития отчетности, о чем речь уже шла.

Еще одна тема, к которой в мире сейчас очень внимательно относятся, касается цепочки поставок. Компания должна нести ответственность не только за свою деятельность, но и за работу подрядчиков, соблюдение ими трудовых, антикоррупционных, экологических норм. Это один из трендов последних нескольких лет, в Европе он проявляется весьма сильно. В России данному вопросу пока уделяется меньше внимания, хотя уже сейчас многие крупные компании предъявляют своим поставщикам требования по соблюдению определенных норм. Особенно это касается вопросов экологии, промышленной безопасности, охраны труда. В принципе у нас и законодательная база регулирует следование стандартам в этих областях.

Если говорить о поддержке со стороны государства дополнительных добровольных инициатив бизнеса, то это направление в нашей стране развито меньше, чем в Европе. В частности, это касается корпоративной благотворительности, социальных инвестиций бизнеса в развитие территорий.

В России бизнес сам проявляет активность. Конечно, речь идет о лидерах. Они задают определенные тренды, формируют нормы корпоративной культуры и подают примеры, на которые многим приходится ориентироваться ровно потому, что определенные ожидания у общества и органов власти уже сформированы.

Что касается самого общества, то в России оно тоже начинает проявлять живой интерес к тем воздействиям, которые бизнес оказывает на различные стороны жизни. Активную позицию занимают различные общественные, некоммерческие организации, как, например, экологическое сообщество.

Какие еще участники процесса могут содействовать распространению практики КСО?

В России в меньшей степени задействованы потребители, хотя в других странах их роль высока. Причем это может проявляться даже так: люди, имеющие вклады в банках (например, в Голландии и Швеции), имеют право поставить условие, что их средства могут быть инвестированы только в социально ответственные компании. И банки перед клиентами отчитываются по полной программе.

В России пока такого нет, но наши компании работают на мировых рынках, а значит, должны соответствовать таким требованиям. Так же как и бизнес, который взаимодействует с мировыми финансовыми институтами.

Натиск со стороны общества, которое все больше осознает степень влияния бизнеса на все стороны жизни будет увеличиваться

Известно, что среди них растет число разделяющих принципы ответственного инвестирования и предъявляющих соответствующие требования к заемщикам. Надо сказать еще об одном моменте. Во многих странах компании, чтобы иметь допуск к госзакупкам, должны подтвердить ту самую ответственность в цепочке поставок. В конкурсных процедурах есть предквалификационный отбор, где отсекаются недобросовестные участники. Для компаний это очень важно с точки зрения конкурентоспособности, выхода на новые рынки. Все большее значение будет приобретать также конкуренция за квалифицированные кадры, для которых критерий ответственного работодателя является существенным при выборе места работы.

Таким образом, есть много объективных факторов, которые заставляют бизнес выстраивать свою политику, опираясь на принципы ответственности.

Может ли быть у практики КСО региональный и национальный колорит?

Конечно. Неслучайно «Руководство по социальной ответственности» называется рамочным стандартом. Стандарт задает принципы, определяет зоны ответственности, но у каждого участника своя специфика, могут быть свои приоритеты, поэтому и акценты могут быть разные. Специфика в политике КСО может проявляться и на уровне разных государств, и внутри одной страны.

Например, наши телекоммуникационные компании считают, что доступные, разнообразные и безопасные услуги – их ключевая ответственность. У продовольственных компаний в центре внимания всегда будут вопросы качества, безопасности продукции, ответственной рекламной политики. Для компаний добывающего сектора первоочередное значение имеют проблемы сохранения окружающей среды, охраны труда, промышленной безопасности.

Для всех важно выстраивать конструктивные отношения с заинтересованными сторонами, но при этом особенности взаимодействия, сотрудничества, партнерства могут быть разными, так же как и участие в жизни местных сообществ.

Как, по вашему мнению, будет в дальнейшем развиваться КСО в России?

Корпоративная социальная ответственность – это основа эффективной бизнес-стратегии. Компаниям самим должно быть понятно, что выгодно строить свою работу на принципах ответственности. Благодаря этому возможно более взвешенное управление рисками, в том числе нефинансовыми – репутационными, экологическими, связанными с персоналом. У бизнеса есть внутренние задачи – обеспечение эффективности, конкурентоспособности, устойчивости.

Есть и внешние ожидания, которые будут усиливаться. Так, нет пока никаких оснований считать, что внимание к этой теме со стороны инвестиционного мира будет ослабевать. Будет увеличиваться натиск со стороны общества, которое все больше осознает степень влияния бизнеса на все стороны жизни и будет подталкивать компании к ответственному поведению. Возрастают требования к партнерам и внутри бизнес-сообщества в части соблюдения норм деловой этики, надежности, устойчивости. Происходящие в мире глобальные изменения объективно требуют усиления ответственности всех участников общественной жизни, включая государство, бизнес, структуры гражданского общества. Для нашей страны это так же актуально, как и для мира в целом. 

Iron Magazin

Поделитесь