Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию: что особенно важно для бизнеса
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации есть много тезисов, важных и ожидаемых бизнесом.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации есть много тезисов, важных и ожидаемых бизнесом.
Мы полностью разделяем позицию Президента России, что базовым условием для решения задач социального развития является возобновление устойчивого экономического роста. Не менее значима и фиксация в Послании тезиса, что основные причины замедления носят не внешний, а внутренний характер. Слишком медленное улучшение предпринимательского климата, попытка решить возникающие проблемы за счет создания новых обременений для бизнеса во многом и приводят к низкой производительности труда или недостаточной инновационности российской экономики.
Изменился подход к стимулирующим мерам в инновационной сфере. Действующие механизмы и институты развития во многом ориентированы на стимулирование предложения, тогда как в Послании поставлена задача формирования внутреннего спроса на высокие технологии. Одновременно предлагаем шире смотреть на поставленную Президентом России задачу провести инвентаризацию институтов развития. Инвентаризировать надо деятельность не только инновационных институтов, а всю эту систему.
Интересным предложением является создание системы статистической оценки уровня технологического состояния отраслей экономики. Такая информация важна не только государству, но и бизнесу. Главное, чтобы сбор этой информации не создал для бизнеса дополнительной нагрузки.
Российский бизнес принимает самое активное участие в формировании современной системы технического и экологического регулирования, в том числе на уровне Таможенного союза и готов, в соответствии с поручением в Послании, продолжать эту работу вместе с Правительством РФ и наднациональными органами.
Бизнес получил порцию небольшой конструктивной критики и просьбу не уклоняться от разработки новых профессиональных стандартов. Действительно, скорость их разработки не так велика, как всем бы хотелось, но приоритетом для бизнеса является не только быстрота принятия стандарта, но и их качество. Мы полностью понимаем и принимаем лежащую на нас ответственность, готовы активизировать эту работу, участвовать в создающемся Национальном совете профессиональных квалификаций и готовить предложения по изменению системы профессионального образования, тем более, что многие поддержанные Президентом России идеи неоднократно предлагалась бизнесом.
В фискальной сфере есть одна чрезвычайно позитивная новость - двухлетние налоговые каникулы для новых малых предприятий, работающих в производственной, социальной, научной сферах. Теперь можно обсуждать ликвидацию «шокового барьера роста» для компаний, переходящих из малого бизнеса в средний.
Предложение предусмотреть для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей возможность платить налоги и страховые взносы по принципу «одного окна» интересно и действительно несколько снизит нагрузку на бизнес, но необходимо дополнительно обсудить его реализацию, учитывая, что персонифицированный учет останется во внебюджетных фондах.
РСПП с начала обсуждения идеи запуска национального рейтинга состояния инвестиционного климата в регионах России участвовал в этой работе, в том числе в разработке базовых подходов к методологии рейтингования. Высокая заинтересованность предпринимательского сообщества объяснима – рейтинг станет и механизмом оценки реализации Национальной предпринимательской инициативы в каждом субъекте РФ, и источником информации для инвестором, и возможностью выявить лучшие региональные практики в деле улучшения предпринимательского климата.
Одна из самых интересных (и даже радикальных) идей в Послании - создание единого федерального портала по проверкам. Такой уровень прозрачности (кто кого и почему проверял, и к чему это привело) резко сокращает возможности недобросовестных «контролеров» «кошмарить бизнес».
РСПП достаточно долго продвигал идею о необходимости совершенствования третейского судопроизводства, так что поручение Правительству, РСПП и ТПП в короткие сроки разработать и внести в Госдуму соответствующий законопроект не вызывает озабоченности – предложения сформированы, теперь необходимо довести до конца процедуру внесения проекта закона.
Набор предложений по «деофшоризации» российской экономики вызывает особый интерес у российского бизнеса. С одной стороны, это действительно мировая тенденция, добросовестный бизнес сам заинтересован в максимальной прозрачности и равных конкурентных условиях.
С другой стороны, нам предстоит длительная и тяжелая дискуссия по механизмам налогообложения доходов компаний, которые зарегистрированы в офшорной юрисдикции и принадлежат российскому собственнику, по российским налоговым правилам. Действительно, есть аналогичная практика в ряде стран, но во многих случаях речь идет не об автоматическом досчете суммы налогов, а возможности поспорить о ее величине в досудебном порядке. Понятно, что для минимизации коррупционных проявлений у нас пришлось бы как минимум переносить споры в суд, но в целом вопрос очень непростой.
Что касается идеи отказать компаниям, зарегистрированным в иностранной юрисдикции, в мерах государственной поддержки, включая кредиты ВЭБа и госгарантии, то это право государства. Хотя если у такой компании начнутся проблемы и возникнет риск массовых увольнений, возможно, лучше оказать ту или иную форму господдержки, несмотря на ее регистрацию в офшоре.
Есть и несколько вопросов, которые нам хотелось бы услышать в Послании. Главные из них – стабильность фискальной нагрузки (в такой ситуации возникает подозрение, что она будет расти) и пенсионная реформа (слишком много реформистских «зигзагов» было в этом году, поэтому хотелось бы определенности).
А в целом это Послание – стратегический и «рабочий» документ, формирующий четкую повестку дня и задачи для органов власти и бизнеса.