РТК обсудила направления бюджетной политики на ближайшую трехлетку

3 июля 2013 00:00
Шохин Александр Николаевич
Шохин Александр Николаевич
Президент РСПП

На заседании Российской трехсторонней комиссии был рассмотрен проект основных направлений бюджетной политики на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.

На заседании Российской трехсторонней комиссии был рассмотрен проект основных направлений бюджетной политики на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.

С формальной точки зрения документ рассматривался до заседания Правительства Российской Федерации, но сжатый график не позволил провести полноценную оценку и обсуждение проекта со всеми заинтересованными сторонами. При этом даже если предложения сторон, высказанные на заседании РТК, будут поддержаны разработчиками проекта, отсутствует даже техническая возможность их учета до заседания Правительства РФ. Подобные стратегические документы должны рассматриваться на заседаниях профильных рабочих групп РТК до внесения проекта в Правительство РФ.

Основные замечания, высказанные в ходе обсуждения:

  1. В проект основных направлений бюджетной политики на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов включены положения, увеличивающие нагрузку на бизнес и вызывающие возражения у стороны работодателей (постепенное повышение предельной величины базы для начисления страховых взносов с 160 до 230% номинально начисленной среднемесячной заработной платы; отмена корректировки размера трудовой пенсии работающим пенсионерам, пенсия которым была назначена с 1 января 2015 г.). При этом они позиционируются как «согласованные», без уточнения, что речь идет о согласовании исключительно в органах власти.

Сторона работодателей заявляла, что рост нагрузки на фонд заработной платы за счет увеличения взносооблагаемой базы неприемлем для бизнеса и противоречит заявлениям Правительства РФ о неувеличении такой нагрузки. Работодатели неоднократно предлагали вместо повышения уровня отчислений в ПФР использовать иные неналоговые источники пополнения Пенсионного фонда Российской Федерации, включая активизацию процесса приватизации, повышение эффективности управления госактивами, увеличение дивидендов по акциям хозяйственных обществ, находящихся в собственности государства.
Не поддерживается предлагаемое решение, при котором уплачиваемые взносы в ПФР за работающих пенсионеров не формируют их пенсионных прав. Работодатели предлагают либо предусмотреть формирование пенсионных прав этой категории работников при уплате за них соответствующих страховых взносов, либо освободить работодателей от уплаты таких взносов в случае, если они не формируют соответствующих пенсионных прав.

  1. Одновременно результаты реализации действительно согласованных направлений пенсионной реформы (прогноз изменения поступлений взносов в систему обязательного социального страхования в результате введения системы специальной оценки условий труда и ряд других вопросов) в проекте не учитываются. Данный подход свидетельствует о «двойных стандартах» при подготовке стратегических документов.

РСПП неоднократно ставил вопрос о необходимости реформирования института досрочных пенсий по условиям труда и не поддерживал увязку дополнительного тарифа страховых взносов со «списками», как не создающую стимулов для улучшения работодателями условий труда на вредных и опасных производствах. Недопустимым является повышение финансовой нагрузки на бизнес в 2014-2016 годах за счет увеличения дополнительных тарифов по сравнению с предложенными на 2013 год.
РСПП считает необходимым заморозить на 2014-2016 годы рост дополнительных тарифов страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии (на досрочные пенсии) с тем, чтобы отработать механизм перехода от предоставления досрочных пенсий по формальному «списочному» принципу к их предоставлению в зависимости от условий труда на конкретном рабочем месте на основе специальной оценки условий труда.
Необходимо четко определить, что дополнительные страховые взносы по итогам специальной оценки условий труда (СОУТ) уплачиваются только на рабочих местах, включенных в списки 1 и 2, а не со всех рабочих мест, условия труда на которых по результатам СОУТ будут классифицироваться как «вредные», а также что они не являются дополнительными к уже установленным в действующем законодательстве дополнительным взносам в зависимости от «списков».

  1. Не зафиксированы подходы в отношении влияния на основные показатели бюджетной системы в трехлетнем периоде решений в отношении тарифов страховых взносов для самозанятых.

Существующая система уже привела к снятию с учета значительного количества предпринимателей. Предлагаемые в Стратегии темпы повышения страховых взносов для большинства из них представляются необоснованно высокими и могут быть сохранены только для высокооплачиваемых нотариусов и адвокатов. В целом для самозанятых граждан необходимо обеспечить принцип пропорциональности - кто больше платит взносов, тот больше получает пенсионных прав. В этих целях для них могут быть реализованы следующие альтернативные подходы к пенсионному страхованию:
- Самозанятые освобождаются от обязанности уплачивать страховые взносы (но не лишаются права это делать). Соответственно они лишаются возможности получить трудовую пенсию, если они не накопили определенный объем пенсионных прав. В этом случае они смогут претендовать на социальную пенсию или пенсию по инвалидности.
- Увеличение стоимости страхового года и стажевых требований до уровня, достаточного, чтобы при определенном стаже выплачивать самозанятым пенсию на уровне прожиточного минимума пенсионера.
- Создание специальной пенсионной системы для самозанятого населения с преобладанием накопительной компоненты. Должна быть выстроена система стимулирования добровольных пенсионных накоплений. В этих целях необходимо предусмотреть в Налоговом кодексе РФ соответствующие налоговые льготы.
Предлагаемый стороной работодателей подход позволит снизить нагрузку на самозанятых с минимальной годовой выручкой, но не потребует повышения нагрузки на остальных субъектов предпринимательской деятельности.

  1. РСПП считает нецелесообразным передачу функции администрирования страховых взносов от государственных внебюджетных фондов в ФНС. Анализ практики администрирования страховых взносов государственными внебюджетными фондами показал высокую эффективность исполнения ими этой функции. Работа фондов по организации проверок осуществляется синхронизированно и не создаёт компаниям дополнительных сложностей. Кроме того, работодатели поддерживают страховой принцип работы внебюджетных фондов, а переход к администрированию взносов ФНС России является фактическим признанием их налоговой природы.

По нашему мнению, страховые взносы должны администрироваться страховщиком, а налоги – ФНС России.

  1. Вызывает большую озабоченность структура расходов, предусмотренная проектом основных направлений бюджетной политики на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.

Несмотря на рост расходов на образование и здравоохранение в абсолютном выражении, их отношение к ВВП снижается (образование – с 4,3 % ВВП в 2013 году до 3,9 % в 2016 году, здравоохранение – с 3,7 % в 2013 г. до 3,3 % в 2016 году), даже с учетом роста расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ, а в случае со здравоохранением – и бюджетов фондов обязательного медицинского страхования.
Данные прогнозные цифры противоречат задаче развития человеческого капитала.

  1. Отсутствует понимание реальной ситуации с местными бюджетами. С одной стороны, формальный уровень бюджетного дефицита оценивается представителями Минфина России как приемлемый (что, скорее всего, соответствует действительности), с другой стороны – есть понимание, что на уровне местного самоуправления наблюдается острая нехватка ресурсов для инвестиций, а, значит, наличествует «скрытый» дефицит (в отсутствие финансовых ресурсов муниципалитет и не планирует реализацию необходимых проектов).

В уточненной версии проекта, которая будет рассматриваться в сентябре, необходимо максимально подробно описать ситуацию с «нижним» уровнем бюджетной системы и меры по ее исправлению.

  1. Неопределенной остается ситуация с поддержкой малого бизнеса. В условиях, когда в проекте предполагается сокращение финансирования за счет средств федерального бюджета мероприятий по развитию особых экономических зон, развитию малого и среднего предпринимательства и созданию и развитию институтов и инфраструктур, обеспечивающих запуск и работу «инновационного лифта», а одновременно Минфином России в публичном пространстве выдвинуто предложение о необходимости совершенствования параметров малого бизнеса, который может применять упрощенную систему налогообложения (с риском ухудшения ситуации для бизнеса), вопрос нуждается в дополнительном обсуждении.
     
  2. Существует ряд вопросов и по реализации указов Президента России. В частности, в Указе «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» предусмотрено увеличение к 2015 году внутренних затрат на исследования и разработки до 1,77 процента внутреннего валового продукта. Необходимо уточнить, какая доля будет приходиться на бюджетные средства, а также какие меры (в том числе влияющие на основные параметры бюджетной политики) будут стимулировать частные инвестиции в исследования и разработки.
     
  3. Принципиально неверной является ссылка на публично недоступный проект Бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года. При этом необходимо избежать чрезмерно сжатого графика обсуждения, как в случае с проектом основных направлений бюджетной политики на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.
     
  4. Проект фиксирует необходимость «обеспечить максимально широкое публичное обсуждение государственных программ Российской Федерации с последующим внесением в них изменений». Считаем необходимым составить график публичного рассмотрения госпрограмм  и предлагаемых изменений как минимум на уровне рабочих групп РТК.

Перечень замечаний не является исчерпывающим. Дополнительные предложения могут быть направлены с учетом обсуждения проекта на заседании Правительства Российской Федерации.

Поделитесь