Тезисы к встрече с Председателем Правительства РФ Д.Медведевым по обсуждению мер о поддержке системообразующих предприятий
Тезисы к обсуждению по системообразующим компаниям
1. Вхождение в список системообразующих не гарантирует получение поддержки, а отсутствующие в нем компании сохраняют возможность обратиться за ее получением.
Включение в перечень даёт, скорее «психологический» выигрыш - проще договариваться с банками.
Предлагаем: расширить понятие системообразующих компаний федерального уровня – включить в их число 30-40 быстрорастущих средних компаний. Перечень критериев определения средних системообразующих компаний (количество занятых и оборот) предлагаем дополнить динамикой по ключевым экономическим показателям за последние 3 года.
2. Нет стандарта участия бизнес-сообщества в управляющих органах институтов развития и механизмов поддержки, в ряде случаев предпринимательское сообщество в принципе исключено из процедур принятия решений (проектное финансирование).
Предлагаем: ввести единые принципы участия предпринимательского сообщества в деятельности институтов развития и механизмов предоставления поддержки – формировать Экспертные советы, в которые должны входить представители не отдельных компаний, а 4 ведущих предпринимательских организаций. Максимальное совпадение кандидатур от бизнес-объединений в экспертных советах разных институтов развития позволяет лучше координировать их работу.
Есть предварительная договоренность о таком формате с Минпромторгом России в отношении Фонда развития промышленности.
3. В развитии темы участия бизнес-объединений в принятии антикризисных решений предлагаем включить представителей предпринимательских объединений в состав Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции, сейчас кроме чиновников в неё входят лишь руководители госбанков и представители экспертного сообщества.
4. В период прошлого кризиса Минэкономразвития России подготовлены изменения в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», стимулирующие применение процедуры финансового оздоровления. Работа не доведена до конца, в результате законодательство о банкротстве ориентировано на ликвидацию компаний, а не на их финансовое оздоровление.
В целях обеспечения сохранения производственного потенциала системообразующих организаций предлагается внести следующие изменения в законодательство о банкротстве:
- введение финансового оздоровления по заявлению должника минуя наблюдение;
- изменение правового статуса задолженности по налогам и сборам в финансовом оздоровлении (сейчас отсрочка уплаты задолженности по налогам и сборам в финансовом оздоровлении возможна только по специальному решению ФНС России и только на срок до 1 года);
- введение финансового оздоровления и утверждение плана финансового оздоровления без одобрения собранием кредиторов при наличии финансового обеспечения в установленной форме и сумме.
Предлагаем ускорить работу над законопроектом, предусмотрев в нем возможность компаний обратиться в суд с заявлением о финансовом оздоровлении.
5. В отношении системообразующих компаний целесообразно дополнительное снижение объема контрольно-надзорных мероприятий. Компании представляют обширную и детализированную информацию в случае получения господдержки, что требует адекватного снижения уровня стандартного контроля, чтобы как минимум, не было дополнительной административной и надзорно-контрольной нагрузки.
6. Необходимо активнее поддерживать экспорт системообразующих компаний. Российские компании нередко проигрывают конкурентам не по качеству или стоимости продукции, а по дополнительным условиям в контракте.
Предлагаем:
расширить систему поддержки экспортных контрактов по аналогии с лучшей зарубежной практикой, в том числе в части финансовой поддержки не только производителей, но и их клиентов;
активнее поддерживать и продвигать экспортные контракты не только компаний с госучастием, а всех системообразующих компаний.
7. Эти меры не заменяют системных, универсальных мер по улучшению делового климата:
- - повышение эффективности взаимодействия Правительства РФ и Банка России (изменение состава и статуса Национального совета по обеспечению финансовой стабильности – важный шаг, но недостаточный. Бизнес не справляется с кредитами под 26-30 % годовых, поэтому нужна совместная выработка решений Правительством и Банком России по доступности финансовых ресурсов, включая ключевую ставку);
- - стимулирование инвестиционной активности – Минпромторг России подготовил ряд интересных для бизнеса проектов НПА, но список стимулов может быть расширен;
- - отказ от повышения фискальной и квазифискальной нагрузки неналоговых платежей всех видов на ближайшие год-два, а может и три года в отношении решений, вступивших в силу с 1 января 2015 г.;
- - радикально снизить существующие административные барьеры и не допускать возникновения новых в.т.ч. путем передачи соответствующих полномочий СРО и регионам, сокращение числа проверок и самих надзорно-контрольных органов.
Обсудить системные меры мы планируем на НРБ и съезде РСПП 19 марта 2015 г. с участием профильных министров. Просьба, уважаемый Дмитрий Анатольевич делегировать членов Правительства для этих обсуждений в рамках Недели российского бизнеса (НРБ).
Считаем необходимым провести публичное обсуждение проекта основных направлений деятельности Правительства РФ, поскольку у предпринимательского сообщества есть только предложения Минэкономразвития России.
8. Просим дать поручение профильным органам власти о проработке всех высказанных сегодня предпринимательским сообществом предложений.
Читайте также: