Тезисы к выступлению на III Общенациональном Форуме «Здоровье детей - основа здоровья нации»
Пленарное заседание: Проблемы и задачи по охране здоровья детей России
Пленарное заседание: Проблемы и задачи по охране здоровья детей России
Россия сегодня ставит перед собой масштабные цели, включая обеспечение устойчивого развития, изменение качества экономического роста, повышение конкурентоспособности экономики. Достижение этих целей напрямую связано с качеством имеющихся в стране людских ресурсов.
В условиях грядущего под воздействием демографических процессов существенного сокращения численности экономически активного населения страны проблема качества людских ресурсов приобретает особую актуальность. Дети в этом смысле представляют собой важнейший стратегический актив государства.
Работодатели понимают угрозу негативных демографических тенденций, в том числе связанных с состоянием здоровья населения. Поэтому социальные программы для бизнеса – это и экономическая целесообразность, и гражданская позиция. Российский бизнес – активный участник социального развития и вносит свой существенный вклад в решение задачи улучшения положения детей, которая определена Президентом России в числе приоритетных задач государственной социальной политики.
Можно выделить три ключевых аспекта влияния бизнеса на благополучие и здоровье семьи и детей.
Первое: Ответственное ведение бизнеса и устойчивое развитие компаний включает социальные инвестиции в работников и охватывает широкий спектр вопросов, решаемых в соответствии с законодательно установленными требованиями, а также в порядке дополнительной добровольной инициативы работодателей. Родители в основной своей массе – экономически активные граждане, многие из них работают в частном секторе. Все, что касается благополучия и здоровья работника, имеет прямое воздействие на его семью и развитие детей. Если говорить о молодых работниках – то сохранение их здоровья – залог здоровья их будущих детей.
Пот экспертным оценкам объем средств, затрачиваемых организациями в рамках добровольных социальных инициатив, связанных с затратами на работников и их семьи, приближается к 200 млрд. рублей в год. Сюда, в том числе, включаются корпоративные программы добровольного медицинского страхования, программы поддержания здорового образа жизни и здоровья на рабочем месте, спортивно-оздоровительные мероприятия, поддержка санаторно-курортного отдыха и лечения работников и членов их семей, включая летний отдых детей сотрудников и пр.
Некоторые крупные компании реализуют программы поддержки сотрудников с семейными обязанностями. В качестве примера можно привести Программу поддержки материнства и стимулирования рождаемости Магнитогорского металлургического комбината и Программу поддержки материнства и детства Череповецкого металлургического комбината («Северсталь»).
Второе: Развитие корпоративной благотворительности и социальные инвестиции в территориях. Значительная часть социальных программ во внешнем сообществе реализуется бизнесом и при его поддержке в интересах сохранения физического и социального здоровья детей и молодежи. В целом объем социальных инвестиций компаний в территориях составляет, по оценкам, порядка 150 млрд. руб. ежегодно.
Третье: Результаты экономической активности – главный источник формирования средств, расходуемых государством на социальные цели, в том числе в сфере здравоохранения. Имеются в виду как прямые налоговые поступления в бюджеты всех уровней, так и взносы в социальные страховые фонды. Можно привести только один пример: в результате повышения с этого года на 2% (с 3 до 5% от фонда оплаты труда) размера взноса работодателей в Фонд обязательного медицинского страхования только в 2011 г. в систему здравоохранения поступит около 250 млрд. руб. дополнительных средств. Важно понимать, чем более благоприятный деловой климат будет складываться в стране, тем активнее будет развиваться бизнес, и тем большие средства будет получать государство для решения приоритетных социальных задач.
Роль делового сообщества заключается в том, чтобы, не подменяя собой функции государства, не замещая бюджетные обязательства по выполнению социальных программ, действовать наиболее эффективным образом в интересах развития бизнеса и на благо страны. Требуется четкое понимание и разграничение ответственности бизнеса, власти и гражданина, а также полноценное выполнение своих обязательств каждым из них.
В этой связи ряд вопросов в контексте поднятой сегодня темы требуют внимания, обсуждения и решения.
1. Повышение финансовой ответственности государства за обеспечение программы обязательного медицинского страхования для неработающих граждан, включая детей.
Норматив финансового обеспечения программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи гражданам в расчете на 1 человека, в т.ч. ребенка, составляет - 4 тыс. руб.
При этом в подушевом исчислении взносы работодателя за работающее население, по расчетам, существенно превышают взносы из государственного бюджета (средства субъекта Федерации) за неработающее население. Таким образом, государство фактически перекладывает на работодателей часть своих прямых обязательств по финансированию охраны здоровья детей и неработающих взрослых граждан.
Считаем, что взнос субъекта федерации за неработающее население должен как минимум покрывать стоимость подушевого норматива финансового обеспечения программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи неработающим гражданам, включая детей.
Это тем более важно, что Президентом России в его Послании Федеральному собранию поставлена задача существенно увеличить финансирование развития детской медицины (не менее 25 % средств, совокупно выделяемых на модернизацию здравоохранения). При этом необходимо добиваться того, чтобы гарантии государственной медицинской помощи детям обеспечивали качественное лечение и тяжелобольных детей, жизнь и здоровье которых сегодня зачастую зависят от спонсоров.
2. Поддержка социальных инициатив бизнеса, создание режима наибольшего благоприятствования для его социальных инвестиций.
В своем Послании Президент России обратил внимание на необходимость поддерживать благотворительные инициативы в интересах развития детей, в том числе исходящие от бизнеса. Он отметил: «Чтобы поддержать такие инициативы, мы уже не первый год совершенствуем законодательство о благотворительной деятельности, однако проблемы в этой сфере остаются».
В целях поддержки развития корпоративной благотворительности, стимулирования притока частных инвестиций в социальную сферу предлагается освободить от налогообложения налогом на прибыль доходы коммерческих организаций, направляемые на финансирование корпоративных благотворительных программ социальной направленности, реализация которых осуществляется при определенных условиях ( наличие в компаниях утвержденных программ, обеспечение прозрачности процедур их реализации и расходования средств с использованием современных зарекомендовавших себя механизмов и пр.).
Такие предложения РСПП неоднократно уже высказывал. Главный аргумент оппонентов введения этой меры, которые ссылаются на опыт 1990-х годов – возможные злоупотребления. Эти аргументы не учитывают, что за последние десять лет культура корпоративной благотворительности значительно повысилась, выработаны механизмы и созданы институты, способные обеспечить целевое расходование средств, прозрачные процедуры реализации проектов и контроля. Практика освобождения от налогообложения средств, направляемых компаниями на благотворительные цели, давно существует во многих странах и широко применяется. Этот опыт полезно использовать. В условиях роста нагрузки на бизнес обязательными платежами это будет служить дополнительным стимулом для сохранения добровольных инициатив и притока частных инвестиций в социальную сферу.
3. Еще одна важная задача, на которую обратил внимание Президент России – совершенствование организации летнего отдыха и оздоровления детей.
На протяжении многих лет значительное число российских компаний участвует в обеспечении отдыха и оздоровления детей своих сотрудников. Эти добровольные инициативы, вносят заметный вклад в решение государственной задачи поддержки детей, сохранения их здоровья. Так, например, только компания «Российские железные дороги» ежегодно организует отдых около 100 тыс. детей. В некоторых компаниях, наряду с программами для детей сотрудников, существуют программы организации отдыха для детей-сирот. Такая практика заслуживает поддержки со стороны государства, в том числе, в целях сохранения участия работодателей в организации отдыха детей и базы детских оздоровительных учреждений.
Как известно, с 2010 года введен новый порядок организации работы в этой сфере, в соответствии с которым полномочия по организации отдыха детей переданы субъектам федерации. Опыт летней кампании прошедшего года показал, что принимаемые во многих регионах решения ухудшают условия и возможности участия работодателей в обеспечении отдыха детей. Эта проблема обсуждалась и в рамках работы Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. РСПП представил свои предложения, реализация которых способна улучшить ситуацию в этой сфере. Ряд этих предложений учтен в подготовленных Минздравом России Рекомендациях по организации летнего отдыха детей в 2011 г. Этот документ в ближайшие дни будет направлен в регионы. Было бы важным, чтобы руководители регионов отнеслись к нему с должным вниманием.
В свете увеличения тарифа страховых взносов по обязательному государственному социальному страхованию и роста расходов работодателей на эти цели риск снижения их расходов на добровольные социальные программы, включая отдых детей, соответственно возрастает, если поддержка этим инициативам не будет оказываться.
4. Усиление стимулов для развития добровольного медицинского страхования сотрудников работодателями, поддержка корпоративных программ ДМС.
На компании, страхующие своих сотрудников, приходится, по оценкам, более 85% общих сумм взносов по ДМС. Программы ДМС – существенный вклад в улучшение условий охраны здоровья, они пользуются большой популярностью у работников. Между тем угроза сокращения расходов работодателей на эти цели в свете роста обязательных платежей также может оказаться вполне реальной.
В целях поддержания и более широкого распространения среди работодателей практики корпоративных программ ДМС предлагается вернуться к рассмотрению вопроса о взаимодополнении программ обязательного и добровольного медицинского страхования работников. Предусматривается при этом, что соответствующим образом будут сокращаться расходы работодателя при заключении им договора по программе ДМС в пользу работника (на величину стоимости по нормативу программы ОМС).
В этом случае необходимо обеспечить последующее возмещение этих средств Фондом обязательного медицинского страхования РФ страховой компании, с которой заключен корпоративный договор добровольного медицинского страхования.
Такой же порядок может быть распространен и на договоры ДМС, самостоятельно заключаемые гражданами со страховыми компаниями, в том числе и в отношении детей.
Представляется уместным обсудить возможность внесения соответствующих поправок в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
Забота о здоровье детей и их родителей – общенациональная задача, которая объединяет интересы общества, государства, бизнеса и гражданина. Считаем при этом, что социальный вклад бизнеса не может быть заменой государственных обязательств в области социальной политики. Важно, чтобы в точке пересечения интересов усилия бизнеса и усилия государства дополняли друг друга, тем самым увеличивая эффект от совместных, скоординированных действий.