Тезисы выступления на Конференции «От Таможенного союза к Единому экономическому пространству: интересы бизнеса»
Конференция «От Таможенного союза к Единому экономическому пространству: интересы бизнеса»
12 июля 2011
Москва, отель Ритц-Карлтон
Материалы для выступления Президента РСПП А.Н.Шохина
Конференция «От Таможенного союза к Единому экономическому пространству:
интересы бизнеса»
12 июля 2011
Москва, отель Ритц-Карлтон
Материалы для выступления Президента РСПП А.Н.Шохина
1. Таможенный союз и Единое экономическое пространство развиваются чрезвычайно быстрыми темпами. Это подтверждает, что решения были не политическими – за ними стояла серьезная экономическая база.
Бизнес на деле поддержал интеграционные процессы. Уже сегодня Единое экономическое пространство – это общий рынок объемом 600 млрд. долл. США. За первый год действия Таможенного союза, к 1 января 2011 г. (еще до отмены внутренних таможенных границ между Россией и Казахстаном) товарооборот между тремя странами вырос почти на треть.
2. Одно из важнейших решений для бизнеса трех стран – перенос таможенного контроля с 1 июля 2011 г. с межгосударственных границ на внешний контур Беларуси, Казахстана и России. Скорость интеграции оказалась намного выше, чем у Евросоюза, где для выхода на аналогичные решения потребовалось почти три десятилетия.
3. Достигнутые успехи в создании Таможенного союза требуют не меньшей активности в дальнейшей поэтапной интеграции в рамках Единого экономического пространства.
Основа для работы уже есть - базовые 17 соглашений ЕЭП уже прошли ратификацию в национальных парламентах ("О торговле услугами и инвестициях в государствах - участниках Единого экономического пространства", "О единых правилах предоставления промышленных субсидий", "О единых принципах и правилах конкуренции", "О создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала", "О государственных (муниципальных) закупках", "О единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий", "О правилах доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики" и др.).
Теперь основной «центр тяжести» придется на нормативные документы, принимаемые в развитие этих соглашений. Только в 2011 году планируется разработать свыше 30 документов, охватывающих самые различные сферы: валютно-кредитная политика, обеспечение конкуренции и доступа к услугам естественных монополий, регулирование и охрана прав интеллектуальной собственности и др.
4. Новый уровень интеграции требует новых подходов к взаимодействию органов власти и бизнес-сообщества трех стран. Сегодня мы проводим конференцию в принципиально новом формате Российско-Белорусско-Казахстанского бизнес-диалога.
В декабре 2010 г. три крупнейших объединения бизнеса – РСПП, «Конфедерацией промышленников и предпринимателей (нанимателей)» Республики Беларусь, Национальной экономической палатой Казахстана «Союз «Атамекен» приняли решение об учреждении трехстороннего бизнес-диалога. Сегодняшняя конференция – первое публичное мероприятие бизнес-диалога, одна из целей которого – выработка консолидированной позиции предпринимательского сообщества трех стран по наиболее важным для бизнес-сообщества вопросам.
5. Необходима не только площадка для формирования общей точки зрения предпринимателей стран-членов Таможенного союза, но и формализованные институты взаимодействия с национальными и наднациональными органами власти.
РСПП уже имеет опыт институционализации взаимодействия во внешнеэкономической сфере с профильными органами государственной власти на национальном уровне (в 2008 г. был создан Совет по внешнеэкономической деятельности при Минэкономразвития России, сейчас проходит согласование проект положения о проведении консультаций). «Обкатка» этого механизма успешно прошла при совместной работе над проектами Таможенного кодекса Таможенного союза и Федерального закона «О таможенном регулировании в РФ». Полагаем, что этот опыт может быть взят за основу при выработке инструментов взаимодействия с бизнесом в рамках ЕЭП.
6. Наша принципиальная позиция:
необходимость формирования единой площадки при взаимодействии с наднациональными органами Таможенного союза и ЕЭП;
установление прямого диалога бизнеса с правительствами трех стран. Присутствие на второй половине сегодняшнего мероприятия глав правительств России, Беларуси и Казахстана – важный знак для бизнеса;
реальное участие бизнеса в разработке и принятии решений, а также выстраивание системы взаимодействия с наднациональными и национальными регуляторами в ходе работы по подготовке и реализации документов, принимаемых в рамках Таможенного союза и ЕЭП.
Принципиальным вопросом для бизнеса является понимание новой технологии принятия решений в рамках Таможенного союза, прежде всего распределении полномочий между национальными и наднациональными органами, а также механизма согласования решений между национальными правительствами.
7. Повестка сегодняшнего заседания сформулирована исходя из актуальности вопросов дальнейшей интеграции для бизнес-сообщества трех стран и пожеланий наших партнеров.
8. Первая тема – конкуренция на едином рынке трех стран. Речь идет не только о гармонизации антимонопольного законодательства или регулировании госзакупок. Необходимо системно обсудить текущий уровень конкуренции инвестиционных климатов Беларуси, Казахстана и России, а также перспективы гармонизации условий работы компаний исходя из лучшей существующей практики трех стран.
Пока документы Таможенного союза и Единого экономического пространства не дают представления о том, в каких условиях придется работать компаниям трех стран через несколько лет. Для того, чтобы компании расширяли горизонт планирования и принимали инвестиционные решения, они должны понимать как через несколько лет:
будут регулироваться тарифы естественных монополий,
будет выглядеть налоговая система трех стран,
будет зафиксирован уровень совокупной налоговой нагрузки и платежей в систему соцстраха или аналогичных налоговых выплат.
Наконец, что будет происходить с администрированием и госрегулированием, к качеству которого нередко возникают вопросы.
9. Не менее важно выработать единую позицию в транспортно-логистической сфере. Инфраструктура может создавать барьеры для развития бизнеса, а может стать основой для конкурентных преимуществ членов Таможенного союза. Свободное перемещение товаров определяется не только отсутствием таможенных постов, но и возможностями транспортной и логистической инфраструктуры.
10. Одна из важнейших составляющих предпринимательского климата – уровень налоговой нагрузки. Пока у трех стран существенно отличаются как ставки налогов, так и качество и принципы налогового администрирования.
Справочно: ставка по НДС в России 18%, в Казахстане 12%, ставка по НДФЛ 13% против 10%, что делает Казахстан очень перспективным местом по развитию бизнеса и переносу туда производственных мощностей, особенно иностранных инвесторов.
Вопросы «общего налогового хозяйства» не вполне учитываются при подготовке национальных документов. Госдума в третьем чтении приняла закон о трансфертном ценообразовании. Логичный вопрос – как это будет работать в рамках Таможенного союза, как и возможность формирования консолидированной группы налогоплательщиков. Сильно различается уровень акцизов. Пусть границы «на замке», и увеличения контрабанды, которого опасаются российские производители, не будет, но уровень нагрузки на компании трех стран объективно различается, что ведет к миграции бизнеса в страны с наименьшим уровнем акцизов.
11. Не менее важен вопрос технического регулирования. Это одно из наиболее успешных и фактически основополагающих направлений интеграции. Трехсторонний бизнес-диалог уделяет им особое внимание. Неслучайно первым мероприятием бизнес-диалога стала конференция по техническому регулированию в ЕЭП, проведенная 20 апреля в рамках Недели российского бизнеса РСПП.
Но для того, чтобы принимались эффективно работающие регламенты, стимулирующие инновации и обеспечивающие безопасность товаров, необходимо максимально активно привлекать к их разработке бизнес-экспертов трех стран. Лучше сейчас потратить время на поиск оптимальных формулировок, чем потом рисковать потерей конкурентоспособности, но уже для всех стран Таможенного союза, а не отдельных национальных экономик.
12. Традиционно острый для бизнеса вопрос – почти как налоговая нагрузка – это таможенное регулирование. Фактически именно в рамках Таможенного союза удалось приблизиться к решению наиболее болезненных вопросов – переход на электронное декларирование, ликвидация части барьеров для экспорта высокотехнологичной продукции и т.д. Но работа по данному направлению не завершена. Представителям бизнеса и таможенных органов будет что сегодня обсудить.
13. Последняя по списку, но не по значимости тема – интеграция информационного пространства трех стран на основе IT-технологий. Сектор активно развивается и тем интереснее для бизнеса трех стран обсуждение вопросов гармонизации нормативных правовых актов, стимулирования сектора и т.д.
14. От решения этих системных задач зависит жизнеспособность всего интеграционного проекта, как Таможенного союза, так и ЕЭП. Нам хотелось бы иметь по ним полную ясность и понимание.
По всем вопросам Таможенного союза и ЕЭП наши ассоциации готовы выступить координаторами национальных бизнес-сообществ в процессах разработки нормативной базы интеграционных процессов. С этим предложением мы уже обращались к Председателю Правительства РФ В.В.Путину.
15. Что касается дальнейшей работы конференции, по каждой из шести тем запланированы выступления представителей органов власти и бизнеса трех стран. Учитывая, что во второй половине дня к мероприятию присоединяться главы Правительств России, Беларуси и Казахстана, большая просьба придерживаться регламента – 7 минут основной доклад, 3-5 минут – выступления остальных докладчиков.