Тезисы выступления на Конференции промышленников и предпринимателей Ленинградской области
В своем выступлении я хотел бы остановиться на наиболее актуальных для «реального сектора» экономики вопросах текущей экономической повестки дня.
17 декабря 2013 года
Добрый день, уважаемые коллеги!
В своем выступлении я хотел бы остановиться на наиболее актуальных для «реального сектора» экономики вопросах текущей экономической повестки дня.
Во-первых, это все-таки создание условий для развития бизнеса, причем условий прозрачных и стабильных. Ясно, что для каждой отрасли, и тем более, для каждой компании будет свой short-list таких критичных условий и проблем, требующих решения. Однако есть вопросы, касающиеся практически всех, и один из них – это кадры.
Кадровый вопрос стоит остро и с точки зрения дефицита кадров нужной квалификации, и с точки зрения риска сокращения персонала. Перспективным направлением совместных усилий государства и бизнеса в плане «выращивания» нужных кадров является разработка профстандартов, однако процесс столкнулся с рядом существенных трудностей. Со стороны государства это несовершенство процедур отбора исполнителей (и отсюда неудовлетворительные результаты на этапе сдачи работ и затягивание разработки стандартов).
Но и со стороны бизнеса есть проблемы: низкая активность и вовлеченность компаний в процесс разработки профстандартов, что тоже вполне объяснимо, ведь отвлечение финансовых и людских ресурсов создает риски для текущей деятельности компании. В результате из 800 планировавшихся к разработке в 2012-2013 гг. стандартов готовы далеко не все. В рамках активизации данной работы в Послании Президента России предусмотрено создание Национального совета профессиональных квалификаций.
Также РСПП предлагает:
- утвердить четкую «дорожную карту» по использованию профстандартов при разработке образовательных стандартов и программ;
- создать систему независимой оценки и сертификации квалификаций;
- расширить перечень расходов российских компаний на развитие образования, на сумму которых налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы.
С другой стороны, предприятия ряда отраслей сейчас вплотную столкнулись с проблемой сокращения работников и в этой связи мы считаем необходимым вернуться к вопросу повышения гибкости рынка труда, а также разделения сфер ответственности бизнеса и власти по преодолению негативных социально-экономических эффектов масштабного высвобождения кадров.
Например, возможна ситуация, когда именно государство финансирует те задачи, которые работодатель не может реализовать: переезд и обустройство сокращенного работника на новом месте жительства, переподготовка по новой профессии специальности, в том числе востребованным на других рынках труда.
Наряду с повышением производительности труда одним из наиболее актуальных вопросов повышения конкурентоспособности российской экономики является сдерживание роста тарифов естественных монополий. В рамках опросов компаний, проводимых РСПП, рост тарифов оценивается как одно из ключевых ограничений для развития российского бизнеса наряду с нехваткой квалифицированных кадров и высокой фискальной нагрузкой.
Решение, принятое Правительством Российской Федерации, о «заморозке» тарифов в 2014 году и дальнейшем ограничении их роста уровнем инфляции является лишь первым шагом на пути к решению данной системной проблемы.
Второй такой шаг (и не менее важный) – это становление эффективных институтов общественного контроля за инвестиционными программами естественных монополистов. На эту тему выпущено распоряжение правительства, которое в настоящее время реализуется при активном участии РСПП. До конца года должны быть утверждены новые формы раскрытия информации об инвестпрограммах субъектов естественных монополий, регламент их общественного обсуждения, а также созданы региональные советы потребителей в пяти пилотных регионах (Липецкая область, Архангельская область, Свердловская область, Красноярский край, Татарстан).
Советы потребителей будут сформированы и на федеральном уровне при Правительственных комиссиях по основным отраслям: электроэнергетика, ТЭК, транспорт, связь.
При этом планируется наделить советы потребителей достаточно серьезными полномочиями: на всех стадиях рассмотрения инвестиционных программ и принятия решений по тарифам предусматривается необходимость получать мнения соответствующих советов потребителей, предоставлять развернутые обоснованные письменные ответы на них с указанием причин несогласия, обеспечивать для представителей советов доступ к информации, а также открытость и публичность взаимодействия.
Также планируется внедрение механизма обязательного технологического и ценового аудита инвестиционных проектов с госучастием, в том числе, субъектов естественных монополий.
Тем не менее, многое будет зависеть от активности и профессионализма экспертов, которые войдут в состав конкретных советов, будут участвовать в иных видах контроля.
Помимо снятия ограничений для развития бизнеса, РСПП продолжает настаивать на необходимости его стимулирования со стороны государства. В Послании Президента Федеральному собранию прозвучала одна чрезвычайно позитивная новость - двухлетние налоговые каникулы для новых малых предприятий, работающих в производственной, социальной, научной сферах. Теперь можно обсуждать ликвидацию «шокового барьера роста» для компаний, переходящих из малого бизнеса в средний.
Также весьма ожидаемым является активно обсуждаемый в настоящее время закон о промполитике. На самом деле обсуждается параллельно несколько законопроектов, которые должны создать базу для реализации промышленной политики в Российской Федерации и фактически легализовать этот термин. Законопроект Минпромторга России содержит много новаций, которые необходимо обсуждать, например, предложение создать фонды развития отраслей промышленности, целью которых станет выдача займов субъектам промышленной деятельности на условиях, сопоставимых с условиями кредитования за рубежом.
А предложение, что Правительство будет устанавливать порядок создания и ведения перечня инвестиционных проектов, реализация которых дает право на получение финансовой поддержки в виде освобождения от налогов на срок до 10 лет, выглядит радикально даже для бизнеса.
Набор предложений по «деофшоризации» российской экономики вызывает особый интерес у российского бизнеса. С одной стороны, это действительно мировая тенденция, добросовестный бизнес сам заинтересован в максимальной прозрачности и равных конкурентных условиях. С другой стороны, нам предстоит длительная и тяжелая дискуссия по механизмам налогообложения доходов компаний, которые зарегистрированы в офшорной юрисдикции и принадлежат российскому собственнику, по российским налоговым правилам.
Учитывая, что сейчас идет процесс по слиянию высших судов, хотелось бы, чтобы арбитражные суды сохранились в этой единой системе как суды, в которых рассматриваются экономические споры. Важно обеспечить преемственность судебной практики на основе постановлений Пленума и Президиума Высшего арбитражного суда - они должны продолжить действовать. Максимум того, что удалось накопить позитивного за последние 10–15 лет, на наш взгляд, можно сохранить.
В завершение своего выступления, хотел бы отметить, что в условиях рецессии и постоянного ухудшения макроэкономических прогнозов улучшение инвестиционного, предпринимательского климата - один из немногих по-настоящему эффективных механизмов запуска экономического роста.
В связи с этим значимым фактом является формирование консолидированной позиции, что работу по совершенствованию деловой среды необходимо продолжать. Во всяком случае, в Послании Президента Федеральному Собранию, озвученном на прошлой неделе, отмечается, что основные причины замедления экономического роста носят не внешний, а внутренний характер.
Тезисы подготовлены Управлением РСПП по экономической политике и конкурентоспособности