Тезисы выступления на Круглом столе на тему «Модернизация деятельности банков и совершенствование финансово-экономического образования»

6 апреля 2011 00:00
Мурычев  Александр Васильевич
Мурычев Александр Васильевич
Член Правления РСПП

6 апреля 2011 года Исполнительный вице-президент А.В.Мурычев принял участие в «Круглом столе» на тему: «Модернизация деятельности банков и совершенствование финансово-экономического образования» (г. Москва, Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации, Ленинградский проспект, д. 49).

6 апреля 2011 года Исполнительный вице-президент А.В.Мурычев принял участие в «Круглом столе» на тему: «Модернизация деятельности банков и совершенствование финансово-экономического образования» (г. Москва, Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации, Ленинградский проспект, д. 49).

Уважаемые коллеги!

Я рад видеть в стенах старейшего финансового учебного заведения много знакомых лиц, профессионалов высокого уровня, которые воспитали не одно поколение российских банкиров. Весьма приятно, что Финансовый университет не отходит от традиции практико-ориентированного образования, который составляет основу компетентностного подхода. К чести организаторов на круглом столе они подняли, пожалуй, самую животрепещущую тему: предстоящие изменения в финансовом регулировании и рыночной структуре банковского сектора.

Наше текущее состояние в области финансового регулирования и модернизации банковской деятельности нельзя иначе охарактеризовать как блуждание в потемках. Экономическая наука еще не выработала надежных рецептов, как успешно противостоять финансовым циклам, какое должно быть отношение к крупным системообразующим банкам, насколько далеко должна простираться в экономике роль банков, связанных с государством. Путем проб и ошибок России и другим странам, чьи финансовые системы пострадали от кризиса, предстоит найти практические решения системных проблем.

Цель обновления финансового регулирования состоит в повышении качества и эффективности надзорной деятельности для обеспечения долгосрочной стабильности финансового сектора. Кризис показал, что изменения в системе регулирования назрели. Без обновления надзора отечественный финансовый рынок обречен на хронические кризисы. На наш взгляд, модернизацию регулирования целесообразно проводить в двух направлениях: содержательные новации, которые затрагивают экономическую природу регулирования, и организационно-управленческие новации, призванные повысить качество института регулирования.

Прошедший кризис выявил слабые места финансового регулирования. Прежде основное внимание регулятором уделялось платежеспособности и устойчивости отдельных банков. Кризис продемонстрировал необходимость системной работы с финансовым сектором в целом. Системный подход требует надлежащего регулирования рынков и операций, которые отражают взаимосвязи между банками, а также между банками и другими участниками финансовой системы.

Банку России предстоит сместить стратегический акцент к макропруденциальной политике в дополнение к действующему микропруденциальному надзору. Изменения могут идти в двух направлениях: движение в сторону интегрированного надзора за финансовым сектором и выделение надзора за системообразующими институтами.

Дебаты о интегрированном надзоре за финансовым сектором (так называемой модели мегарегулятора) уже велись в российском деловом сообществе. Однако обсуждение концентрировалось выделения банковского регулирования, что подразумевало выведение из системы Банка России профильных структурных подразделений и объединение их в новый орган регулирования. Результат тотальной реорганизации представлялся далеко не очевидным. По этой причине идея мегарегулятора не нашла поддержки. В последующем, мы полагаем, эволюция надзора пойдет по пути все более тесной координации и гармонизации политики двух ключевых ведомств – объединенной ФСФР и Банка России.

Другое направление развития макропруденциального надзора состоит в выделении надзора за системообразующими банками. Для крупнейших банков может быть применено специальное банковское регулирование. Если кредитная организация удовлетворяет определенным признакам, Банк России может отнести ее к системно значимым институтам. Особые пруденциальные требования могут затронуть обязательные экономические нормативы. Кроме того, особое внимание должно уделяться показателям качества активов и рыночным рискам. Введение количественных ограничения целесообразно увязать с качественным усилением надзора за такими банками со стороны Банка России, предъявлением к ним более высоких требований к раскрытию информации. Это позволит частично изменить структуру собственности, повысить эффективность корпоративного управления, сформировать рынок банковских акций и увеличить капитализацию банков, а также улучшить макроэкономические результаты деятельности банков.

Повышение эффективности регулирования напрямую связано с необходимостью его административно-управленческой реорганизации. Реорганизацию следует направить на балансирование функций, связанных с текущим надзором, проведением инспекционных проверок, вынесением предписаний и санкций. Во-первых, административно-управленческие преобразования призваны повысить объективность принятия решений регулятором и минимизировать риск ошибок. Во-вторых, они должны мотивировать сотрудников и подразделения придерживаться содержательного надзора. В-третьих, устранить риск безответственного поведения из-за совмещения функций. В настоящее время реорганизация в центральном банке подходит по двум направлениям:

(1) объединение территориальных учреждений Банка России и обновление их руководства
(2) централизация инспекционных проверок.

Оба направления выглядят многообещающими и полностью поддерживаются банковским сообществом.

В заключении следует сказать, что любые изменения должны носить предсказуемый и сбалансированный характер. Банковское сообщество не поддерживает регуляторных революций с неопределёнными последствиями. Принципы банковского регулирования и надзора должны оставаться такими же традиционными, как и сама банковская деятельность.
Предлагаемые нами меры позволяют сохранить действующий профессиональный персонал центрального банка. В то же время обновление и модернизация надзора приведет к пересмотру полномочий и ответственности для повышения общей эффективности системы. Кроме того, реорганизация позволит устранить перекосы, связанные с различным качеством надзора среди территориальных учреждений. Централизация позволит головному аппарату Банка России принимать адекватные решения и воздействовать на ситуацию на региональных рынках. Наконец, реорганизация позволит повысить ответственность Банка России за результаты своей деятельности.

Поделитесь