Тезисы выступления на пленарном заседании «Финансовые рынки СНГ: 25 лет вместе. Новые форматы банковского и инвестиционного взаимодействия»

28 октября 2016 00:00
Мурычев  Александр Васильевич
Мурычев Александр Васильевич
Член Правления РСПП

Тезисы выступления на пленарном заседании «Финансовые рынки СНГ: 25 лет вместе. Новые форматы банковского и инвестиционного взаимодействия» в рамках II Международного финансово-банковского форума государств – участников СНГ «Минские деловые встречи»
 

Тезисы выступления на пленарном заседании «Финансовые рынки СНГ: 25 лет вместе. Новые форматы банковского и инвестиционного взаимодействия» в рамках II Международного финансово-банковского форума государств – участников СНГ «Минские деловые встречи»

Минск 27 октября 2016 года                    .

Проблемы и перспективы развития рынка финансовых услуг, взаимодействие финансово-банковских структур.

Общий финансовый рынок: задачи и этапы формирования
(на примере ЕАЭС, как наиболее глубоко интегрированного экономического объединения на пространстве СНГ

Одним из приоритетов интеграционного взаимодействия стран-участниц ЕАЭС является формирование общего финансового рынка. Общий финансовый рынок станет мощным импульсом экономического роста государств ЕАЭС.

Первый этап: гармонизация национальных законодательств в финансовой сфере. Необходимо определить пруденциальные требования, предъявляемые к банковской, страховой деятельности и деятельности на рынке ценных бумаг, и сформировать единые требования к участникам финансового рынка.

Второй этап: создание нормативной основы и разработка единых технологий и процедур надзора регулирующих органов за деятельностью участников финансового рынка. Единые требования и общие подходы к надзору – необходимые ступеньки для достижения качественно нового уровня интеграции: взаимного признания лицензий участников финансового рынка. Юридическое или физическое лицо, получив лицензию в одной стране, может осуществлять финансовую деятельность на всей территории ЕАЭС.

После гармонизации законодательства - создание наднационального органа по регулированию финансового рынка (к 2025 году). Наднациональный регулирующий орган должен обеспечить условия для эффективного функционирования единого финансового рынка государств-членов ЕАЭС.

Создание единого финансового рынка позволит диверсифицировать  банковские инструменты, обеспечить более широкий доступ к банковским продуктам бизнеса и населения, будет способствовать насыщению рынка дешёвыми кредитами и «длинными» денежными ресурсами для динамичного развития национальных экономик.

Необходима и общая стратегия развития финансового рынка. Именно за счёт гармонизации рынка и дополнения общего рынка единой политикой развития будет достигаться основная часть синергетического эффекта.

Должна проводиться согласованная валютная политика в целях развития сотрудничества в валютно-финансовой сфере, обеспечения свободного движения капитала во внешнеторговых и инвестиционных операциях, обеспечения взаимной конвертируемости национальных валют.

Координация курсовой политики. В условиях отсутствия таможенно-тарифных и нетарифных барьеров и функционирования единой таможенной территории в рамках ЕАЭС согласование курсовой политики имеет большое значение для обеспечения конкурентоспособности товаров, работ и услуг на общем рынке ЕАЭС.
Два документа закладывают основу формирования общего рынка финансовых услуг ЕАЭС: Соглашение об обмене информацией между центральными банками, в том числе конфиденциальной, в финансовой сфере и Соглашение о требованиях к осуществлению деятельности на финансовых рынках.

Разработан проект Соглашения о согласованных подходах к регулированию валютных правоотношений и принятии мер либерализации. Резиденты одного государства-члена ЕАЭС смогут без ограничений открывать счета (вклады) в иностранной валюте и в национальной валюте в банках другой страны Союза.

Ведется работа над проектом Соглашения о взаимном допуске (аккредитации) брокеров и дилеров государств-членов ЕАЭС на национальные фондовые биржи.

Готовится Соглашение о взаимодействии государств-членов ЕАЭС по обмену сведениями, входящими в состав кредитных историй.

Нам мой взгляд актуальное значение приобретает создание Совета по финансовой стабильности ЕАЭС на уровне руководителей Министерств финансов, Министерств экономики и национальных (центральных) банков государств-членов ЕАЭС, а также членов Коллегии ЕЭК. Целью его деятельности должны стать координация и согласование ключевых политик в финансово-экономической сфере, включая макроэкономическую, валютную, монетарную, налоговую и бюджетную политику.

Рынок банковских услуг: проблемы и перспективы

Состояние банковских систем стран-участниц ЕАЭС характеризуется резкой дифференциацией их участия в формировании национального валового продукта, существенны различия в соотношении чистой прибыли, капитала, финансовых обязательств банковских систем, что существенно влияет на результаты их деятельности.
Современная банковская система ЕАЭС по составу является крайне неоднородной. Размещение кредитных организаций на территории России отличается неравномерностью как по количественному, так и по качественному составу. В рамках ЕАЭС это становится ещё более актуальным.

Думаю, что главная проблема российских банков связана с поиском заёмщиков, способных выпускать конкурентоспособную продукцию. Только 9,6% предприятий промышленности используют новые технологии и способны конкурировать на внешних рынках. Остальные работают на старой индустриальной основе.
Причины низкого уровня развития банковской системы России:

- она не является инвестиционно привлекательной сферой и имеет низкий уровень капитализации;
- слабая монетизация экономики замедляет развитие банковской системы и страны в целом;
- значительный удельный вес налично-денежного обращения и финансовых потоков, проходящих вне банковской системы;
- неразвитая инфраструктура оказания банковских услуг;
- недостаточная защита государством коммерческих банков, являющихся основным элементом всей кредитной системы.

Аналогичные черты характерны и для банковских систем Армении и Киргизии. Для Беларуси важно обеспечить достаточный уровень капитализации кредитных организаций.

В банковской системе Казахстана последние десять лет происходят положительные изменения: внедрены международные стандарты, созданы важнейшие институты, такие как обязательное гарантирование вкладов и ипотечных кредитов, строительно-сберегательный банк, процессинговый центр, кредитное бюро. Остаются и проблемные области, например агрессивная практика кредитования и недостаточно жёсткие стандарты андеррайтинга.

Казахстан реализует политику «дорогих» денег, для которой характерно расширение денежного предложения, высокий уровень процентных ставок и использование целевых источников финансового обеспечения. Банковскую систему Казахстана европейские и международные эксперты признают наиболее развитой среди стран СНГ.

Общее число частных банков в  стране преобладает над государственными кредитными учреждениями, что создаёт предпосылки для широкого доступа к экономически выгодным кредитам.

Формирование единого розничного платёжного пространства

Российский бизнес считает исключительно важным вопрос о формировании единого розничного платёжного пространства в Евразийском экономическом союзе. По инициативе РСПП вопрос о развитии международной интеграции и сотрудничества в этом направлении был рассмотрен на заседании Президиума Делового совета Евразийского экономического союза в мае этого года в Астане.

Экономики стран ЕАЭС существенно различаются по основным показателям. Например, доля наличности в структуре денежной массы (отношение агрегатов М0/М2) колеблется от 14,4% до 47,3%. Наибольшая доля наличных денег в обращении вне банковской системы в Армении (47,3%), Киргизии (37,1%) и России (20,2%).
Одна из основных проблем - существенные различия между странами региона по уровню экономического развития. Продолжает сохраняться и расти неравенство по показателю среднедушевого ВВП. Если в России, Казахстане и Беларуси значения показателя ВВП на душу населения близки (7 – 9,6 тыс. долларов США), то Киргизия и Армения значительно отстают по данному показателю (1,3 – 3,6 тыс. долларов).

Страны - участницы ЕАЭС остаются основным направлением отправки денежных переводов из России. За 2015 год сумма переводов составила 2 226 млн долларов США: Армения -31%, Беларусь – 6%, Казахстан – 14%, Киргизия – 49%. Поступления в Россию из стран ЕАЭС в пользу физических лиц составили чуть больше половины от этой суммы - 1 344 млн долларов США.

Полагаю, что важнейшей перспективой развития платежных систем союзных государств является расширение национальных розничных платежных пространств до масштабов ЕАЭС, создание инфраструктуры общего платежного пространства. Она должна позволить осуществлять платежи с учетом совместимости национальных карточных систем, в том числе и перспективной российской национальной системы платежных карт (НСПК) и ныне функционирующих систем БЕЛКАРТ (Беларусь) и Armenian Card (Армения).

Форматы банковского и инвестиционного взаимодействия

Можно выделить два основных направления. Это сотрудничество между банковскими структурами и взаимодействие финансово-банковских учреждений с предприятиями нефинансового сектора экономики.
Международный банковский совет.

Международный Координационный Совет банковских ассоциаций стран Содружества Независимых Государств, Центральной и Восточной Европы (Международный Банковский Совет, МБС) работает уже 12 лет.

Членами МБС являются 17 организаций: банковские ассоциации Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Сербии, Таджикистана, Узбекистана, Украины, Черногории, Банковская Ассоциация стран Центральной и Восточной Европы (ВАСЕЕ), и международные финансовые объединения (ФБА ЕАС и ФБС СНГ). В работе МБС также активно участвует Ассоциация Польских Банков, создано Представительство МБС в Праге. МБС активно сотрудничает с Евразийской Экономической Комиссией.
Заседания МБС проходят в открытом режиме, на них присутствуют  руководители коммерческих и национальных банков государств, органов государственной власти и управления, организаций банковской инфраструктуры.

Международным Банковским Советом были рассмотрены следующие основные вопросы:

- Взаимодействие кредитных организаций с органами государственного регулирования и надзора;
- Роль банковских ассоциаций и союзов в создании условий для укрепления и развития национальных банковских секторов;
- Эффективное взаимодействие финансового и реального секторов как основа экономического роста в странах СНГ, Центральной и Восточной Европы
- Итоги и тенденции развития национальных банковских секторов в условиях международного финансово-экономического кризиса
- Розничный банковский бизнес в странах СНГ, Центральной и Восточной Европы; 
- Государственно-частное партнёрство в сфере банковской деятельности;
- Инновации и новые банковские продукты: опыт, тренды и перспективы современного банковского бизнеса;
- Национальные платежные системы: особенности и тенденции развития;   

Решения и рекомендации МБС по рассмотренным вопросам направляются в центральные и национальные банки, регулирующие и исполнительные органы государств, банковские союзы и ассоциации.

Финансово-банковская ассоциация ЕвроАзиатского сотрудничества.         

26 февраля 2016 года Финансово-банковская ассоциация стран-участников Шанхайского сотрудничества (ФБА СУШC), созданная в 2013 году, переименована в Финансово-банковскую ассоциацию ЕвроАзиатского сотрудничества. Это решение было принято исходя из опыта взаимодействия Ассоциации с евразийскими структурами и учитывая потребности членов Ассоциации  в сотрудничестве с финансово-банковскими кругами Европы и Азии.

Членами и партнерами ассоциации являются 42 структуры, в том числе финансово-банковские ассоциации России, СНГ, Таджикистана, Казахстана, Кыргызстана, Азербайджана, Центральной и Восточной Европы, банки и коммерческие структуры Узбекистана, Китая, Казахстана, Словении, Румынии, России.

Представительств ФБА СУШС открыты в Беларуси, Казахстане, Ливане, Турции, Египте, ОАЭ, Сингапуре, Китае.
С целью обеспечения потребностей членов Ассоциации в необходимом бизнес инструментарии для успешного продвижения на рынках Евразии были созданы:

- Универсальная Товарно-сырьевая Биржа Евразийского Сотрудничества;
- Евразийский центр управления человеческими ресурсами;
- Евразийский международный консалтинговый центр;
- Евразийский контакт-центр;
- Международный юридический центр «Шелковый путь»;
- Международный Евразийский Таможенно-логистический Холдинг.

Ассоциацией совместно с Группой компаний ПромАгроИнвест (Израиль, Белоруссия, РФ) сформирована и действует Программа по финансированию ряда направлений агропромышленного комплекса.

Совместно с Консорциумом Group of companies «CHEMICO» (Китай) создана и начала работать Программа по развитию региональных пилотных проектов в области энергетики, инноваций, модернизации промышленности, инфраструктуры.

С компанией «Синергия» запущен и успешно работает  проект «Русский лен», который предусматривает привлечение иностранных инвестиций на модернизацию действующих предприятий отрасли, расширение производства.

В интересах Группы компании «Русское снабжение» разработан и эффективно развивается проект по расширению рынка производства деталей трубопроводов и запорной арматуры.

При участии Евразийского международного консалтингового центра разработан и реализуется  проект компании «ГлобалАзия Телеком» по расширению существующей сети беспроводной связи на территории республики Кыргызстан.

Поделитесь