Тезисы выступления на пленарном заседании форума «Импортозамещение-2017»
1. Тенденции импортозамещения в различных отраслях отличаются, но в ключевых секторах «окно возможностей» было использовано (АПК, химическая промышленность, транспортное машиностроение, сельхозмашиностроение и другие). В этих отраслях политика импортозамещения доказала свою эффективность - снизилась доля импорта в потреблении и увеличился выпуск.
1. Тенденции импортозамещения в различных отраслях отличаются, но в ключевых секторах «окно возможностей» было использовано (АПК, химическая промышленность, транспортное машиностроение, сельхозмашиностроение и другие). В этих отраслях политика импортозамещения доказала свою эффективность - снизилась доля импорта в потреблении и увеличился выпуск.
2. Следующий шаг - оценить экономическую эффективность импортозамещения по ключевым параметрам: динамика цен в сравнении с ценами на аналогичную продукцию, в отношении которой механизм поддержки не действовал, а также качество продукции и удовлетворенность потребителей.
Необходимо проанализировать, в частности, как введение ограничений для импортной продукции (15%-ное ценовое преимущество, запрет на закупку импортной продукции, правило «третий лишний») повлияло на рост цен закупок.
По итогам реализации политики импортозамещения у бизнеса есть ряд предложений по совершенствованию отдельных направлений и инструментов импортозамещения.
3. Существующие инструменты поддержки недостаточно адаптированы к стимулированию производства комплектующих, без чего невозможно углубление локализации производства.
- Сохраняется разрыв между «нижним» и «верхним» интервалом стоимости проектов, которые могут получить поддержку институтов развития. Есть меры поддержки для проектов до 500 млн. руб., и начиная с 1-3 млрд. рублей. Интервал для средних промышленных проектов, к которым нередко относятся производители комплектующих, не закрывается существующими институтами. Одним из решений может стать фабрика проектного финансирования 2.0 для проектов в диапазоне от 300 млн. до 3 млрд. рублей.
- Необходимо тиражировать лучшую практику долгосрочных программ взаимодействия с поставщиками, которые есть, например, Камаза. Коммуникационной основой для таких программ может стать ГИС Промышленность, в которой могут размещаться перспективные заявки крупных промышленных компаний на комплектующие и импортозамещающее оборудование.
При этом наиболее эффективным способом поддержки производства комплектующих является развитие промышленного интернета.
- Сложный вопрос - проблема контрафактных комплектующих, решение которого возможно, в том числе, через принятие подготовленного Минпромторгом России при участии бизнеса проекта федерального закона о нотификации
4. Одним из эффективных инструментов поддержки импортозамещения стали специнвестконтракты, обеспечивающие бизнесу предсказуемость для реализации масштабных проектов.
РСПП предлагает устранить ряд ограничений в порядке заключения СПИК, например, в части зачета ранее вложенных инвестиций, и повысить прозрачность процедур заключения и изменения контрактов, к которым есть обоснованные претензии в избыточной жесткости и нечеткости (справочно: предлагается не применять к инвестору санкции в случае отклонения показателей менее, чем на 20%). С другой стороны, необходимо скорректировать механизм применения налоговых льгот в рамках СПИК, в частности, отделить СПИКи от региональных инвестиционных проектов.
Также необходимо увеличение срока специнвестконтракта до 20 лет со сдвижкой срока действия льготного налогового режима для СПИК с 2025 до 2050 года.
Не менее важно смягчение 90%-ного порога по доле доходов инвестора, которая должна приходиться на доходы от СПИК, применяя льготные налоговые ставки только к прибыли от СПИК, в случае если компании готовы вести раздельный учет доходов и расходов по проекту. РСПП подготовил такие поправки и направил в профильные ФОИВы.
5. Стоит подумать о повышении эффективности программы субсидирования для пилотных партий оборудования.
Ряд компаний сталкивается с ограничениями из-за того, что их покупатели приобретают оборудование на конкурсе – что является лучшей практикой.
Соответственно, производитель пилотной партии не имеет возможности представить даже предварительный договор на поставку при подаче заявки на субсидирование, пока не выиграл конкурс. В свою очередь, выиграть конкурс без скидки, которую субсидия дает возможность предоставить, не получается.
6. Стоит подумать о внедрении механизма универсальной заявки для получения поддержки при реализации промышленных проектов и сближении процедур их рассмотрения. Это упростило бы доступ к институтам и инструментам поддержки в первую очередь для среднего бизнеса.
7. Учитывая дефицит квалифицированных кадров, необходимо с одной стороны активно реализовывать приоритетную программу «Повышение производительности труда и поддержка занятости», особенно в части универсальных мер (доступ к лучшим практикам, совершенствование законодательства, в том числе трудового), с другой развивать систему независимой оценки квалификации, которая дает возможность отбирать кадры, необходимые бизнесу и умеющие работать с новыми технологиями.
Внутрипроизводственное обучение и повышение квалификации в соответствии с требованиями, отраженными в профстандартах, позволяет компаниям достаточно оперативно и гибко работать с трудовыми ресурсами при реализации импортозамещающих проектов.
8. Отдельный вопрос – налоговые льготы для импортозамещающих производств. Бизнес с тревогой ждет наступления 1 января 2018 г., поскольку ожидает рост нагрузки, если проводил модернизацию.
РСПП поддерживает предложение Минэкономразвития России вывести из-под налога на имущество движимое имущество. Альтернатива, предлагаемая Минфином России – налоговый вычет – слишком сложна в администрировании и не решает поставленную задачу ухода от антимодернизационной налоговой политики.