Тезисы выступления на совещании по вопросам совершенствования государственного контроля в Российской Федерации

21 декабря 2013 00:00
Шохин Александр Николаевич
Шохин Александр Николаевич
Президент РСПП

В Послании Федеральному Собранию 12 декабря 2013 г. Президент РФ подчеркнул: для предпринимателей по-прежнему чувствительная тема - избыточное внимание разного рода контролёров. По мнению В.Путина, нужно менять принципы работы контрольно-надзорных структур

В Послании Федеральному Собранию 12 декабря 2013 г. Президент РФ подчеркнул: для предпринимателей по-прежнему чувствительная тема - избыточное внимание разного рода контролёров. По мнению В.Путина, нужно менять принципы работы контрольно-надзорных структур.

Бремя проверок для бизнеса не ослабевает. К контрольно-надзорным можно отнести сегодня практически все федеральные, региональные и местные органы, а также специализированные - прокуратура, контрольно-счетные и следственные органы, органы банковского надзора. Их число не уменьшилось с принятия в 2008 году Федерального закона №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Современная система госнадзора ориентирована на валовые показатели: чем больше объем и число штрафов тем лучше. Отсюда рост числа плановых и внеплановых проверок, выявление мелких нарушений и несущественных предписаний по их устранению.

По данным Минэкономразвития России в 2012 г. только 28 федеральными органами исполнительной власти проведено более 2 млн. 736 тыс. проверок. Учитывая стоимость одной проверки от 22,3 до 28 тыс. руб., в 2012 г. на них потрачено из бюджетов всех уровней около 70 млрд. руб.

Потери самого бизнеса, а в результате и бюджета, из-за нарушения обычного ритма работы традиционно не учитываются.

Что мы предлагаем.

1. Нужны надежные механизмы, позволяющие бизнесу оперативно получить подтверждение согласования прокуратурой внеплановых проверок. Отсутствие согласования внеплановой проверки должно являться безусловным основанием для отмены ее результатов.

2. Независимо от вида госконтроля принципы, процедуры и механизмы проверок должны быть единообразными; по каждому виду контроля требования к подконтрольным субъектам - исчерпывающими.

Предлагаем расширить перечень видов контроля, подпадающих под действие Федерального закона № 294-ФЗ о защите прав. Нужно избавиться от дублирования и пересечения контрольных функций (ветеринарный и экологический надзор, надзор в области промышленной безопасности, в строительстве, при реконструкции опасных производственных объектов и т.п.). Должно быть понятно, каким образом и какие именно методы проверки избирают контролирующие органы.

3. Настаиваем на том, чтобы исключить возможность начала процедуры привлечения лица к административной ответственности до проведения проверки. Поводом для возбуждения дела об административном правонарушении должен быть именно акт проверки. Здесь должна быть та же логика, что и с налогами. Есть выявленные нарушения – можно возбуждать дело об ответственности, а не наоборот.

4. Еще в 2004 году Президент четко развел конкурирующие функции госорганов, однако сегодня слишком частыми стали отклонения от формулировок, запрещающих министерствам осуществлять надзор, а государственным службам (специализированным надзорным органам) разрабатывать основы государственной политики и оказывать платные услуги. Правда, соответствующий Указ предусматривает исключение - совмещение функций возможно в случаях прямо предписанных законодательством. Но когда такое исключение превращается в правило – надо что-то менять.

5. Надо продолжать постепенную замену государственного контроля на механизмы самоконтроля за соблюдением хозяйствующими субъектами нормативных требований, стандартов и правил профессиональной деятельности. Делегирование СРО соответствующих функций должно сопровождаться большим доверием к возможностям таких объединений бизнеса и переходу к осуществлению госконтроля преимущественно в отношении саморегулируемых организаций.

На законодательном уровне надо предусмотреть ряд стимулирующих мер для развития добровольного саморегулирования, например, введение более жестких ограничений на проведение проверок в отношении членов добровольных саморегулируемых организаций.

Предлагаем продвигать независимый аудит (технологический, экологический и т.д.), положительное заключение которого должно исключать проверки органов госконтроля. На независимых аудиторов можно возложить административную, гражданско-правовую, и, возможно, уголовную ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

6. Бизнес поддерживает проект концепции повышения эффективности, включившего подобные меры в проект Концепции повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления на 2014 - 2018 годы.

Этот документ в целом получился неплохой, он широко обсуждался в РСПП. Теперь важно насытить его конкретными инструментами, чтобы радикально решить проблему избыточности госконтроля и повышения его эффективности.

7. В экспертном сообществе обсуждаются различные варианты реорганизации системы органов государственного надзора (т.е. принудительного контроля за неопределенным кругом неподведомственных субъектов, например, за участниками рынка). Для бизнеса, для РСПП важно не столько место надзорных органов в системе исполнительной власти, сколько единообразие подходов и процедур госконтроля, независимо от специфики отраслей и видов деятельности.

8. Активно поддерживаем выдвинутую Президентом РФ идею единого федерального портала проверок. На таком общем ресурсе должны отражаться все контрольные действия разных проверяющих органов и, главное, результаты проверок. Предлагаем закрепить, что без внесения в реестр и получения номера проверки надзорные органы не имеют права предпринимать какие-либо действия, влекущие материальные и временные затраты субъектов предпринимательской деятельности. Обязанность размещать на сайте информацию о всех стадиях проведения проверок позволит обеспечить общественный контроль за самими контролерами. Размещение результатов проверок - сигнал не только для надзорных, правоохранительных органов, прокуратуры, но также для контрагентов по бизнесу. Сведения об итогах проверок полезны для выбора надежного партнера, а также поучительная информация для других, как избежать непредумышленных ошибок и нарушений.

9. Бизнес сообщество рассчитывает вместе с заинтересованными органами продолжить работу над поиском конкретных решений, мы вынесем свои разработки на обсуждение на специализированной конференции в рамках Недели российского бизнеса в марте 2014 г.

Поделитесь