Тезисы выступления на Всероссийской конференции «Развитие государственного управления в России. Настоящее и перспективы»
3 декабря 2010 года Исполнительный вице-президент РСПП А.В.Мурычев принял участие во Всероссийской конференции «Развитие государственного управления в России. Настоящее и перспективы» организованной Минэкономразвития России, на которой выступил с докладом «Административные барьеры: взгляд РСПП»
Тема выступления «Административные барьеры: взгляд РСПП»
1. По мнению РСПП – главная задача госуправления - создание равных условий на рынке для всех хозяйствующих субъектов, и строгая регламентация контрольно-надзорных функций государства.
Сегодня все понимают, что одно из важнейших условий конкурентоспособности и развития нашей экономики - устранение административных барьеров. РСПП поддерживает логику административных мер, (выстроенную, в первую очередь, Минэкономразвития), которая направлена:
на создание максимальных ограничений на применение существующих барьеров, максимальную оптимизацию соответствующих административных процедур, включая работу разработку и принятие административных регламентов.
По этим направлениям проделана огромная полезная работа.
2. Негативные факторы сохраняются.
Наибольшие риски создаются в сфере преодоления разрешительных процедур - согласования, аккредитация, причем их значимость для бизнеса не снижается.
Например, на смену сокращающейся зоны лицензирования деятельности приходит аккредитация всего подряд! Например, электронных площадок для проведения торгов,… смысл таких мер не слишком очевиден…
Происходит и формирование принципиально новых барьеров.
Даже Президент РФ в Послании 2010 отметил: появилась практика создания полукоммерческих или коммерческих структур при региональных и местных органах власти, например, территориальных агентств, наделенных властными полномочиями. Ими практикуется проведение всевозможных экспертиз, согласований, введение непредусмотренной отчетности.
Своеобразным «бизнесом» при госорганах стало оказание так называемых «сопутствующих» платных услуг организациями, зачастую, подведомственными государственным или муниципальным органам. Причем результат таких услуг абсолютно необходим при обращении за государственными услугами, так что это барьер не обойти и не объехать.
Законодательством часто оформляется передача разрешительных и согласительных функций на региональный и муниципальный уровень, где степень усмотрения выше, чем на федеральном уровне и контроль слабее. Основные административные проблемы для бизнеса перемещаются в территориальные подразделения федеральных органов, например, пожарного, санитарного, технического и т.п.
Наконец, идет постоянная борьба за соблюдение принципов административной реформы, согласно которым все споры о праве между бизнесом и государством рассматриваются только судом!
Мы очень признательны Минэкономразвития за верность заявленным принципам и намерение вернуться к исключительно судебному порядку приостановления деятельности, который был нарушен принятыми летом 2010 г. поправками в закон о промышленной безопасности.
Есть и другой пример, депутат ГД Исаев вносит предложения об изменении в Трудовой кодекс РФ, которыми инспектор Рострудохраны, а не только суд, как сегодня, наделяется правом определять, какие правоотношения имели место между работником и нанимателем – гражданские или трудовые.
Так что попытки свести решение споров к административному усмотрению сохраняются.
Считаем, что в нормативных актах должно быть четко зафиксировано: «вид деятельности – предъявляемые к нему обязательные требования – способы контроля обязательных требований». Сегодня же многие контрольно-надзорные органы опираются в своих действиях на собственные нормативные акты и сложившуюся практику. При этом сложившаяся практик, особенно на региональном уровне, останется неизменной до тех пор, пока соответствующие структуры не получат «указания свыше».
Есть и такая проблема, например. Совпадение поводов к назначению внеплановых контрольно-надзорных проверок и поводов к возбуждению дел об административных правонарушениях, что дает возможность принятия альтернативных решений в ущерб гарантиям прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
3. Участие в совершенствовании нормативной базы предпринимательской деятельности и эффективное взаимодействие с госорганами в этой сфере - главные приоритеты РСПП. Здесь, (благодаря Правительству и Министерству экономики), есть серьезное продвижение.
С августа 2010г. РСПП начал участвовать совместно с Минэкономразвития России в оценке регулирующего воздействия (ОРВ) разрабатываемых исполнительной властью проектов нормативных правовых актов. Есть возможность подключаться к экспертизе на самых ранних этапах.
Пока не все отработано. Не все проекты нормативных актов мы получаем. Сроки рассмотрения настолько коротки – 3-5 дней, что серьезное заключение не подготовить. Хотелось бы получать не только «голый» проект, но материалы к нему – концепцию, обоснования, расчеты, - иначе приходится заниматься расшифровкой авторских идей в отсутствие необходимой информации!
Мы очень ценим возможность участия в работе Комиссии Правительства РФ по законопроектной деятельности, членом которой является президент РСПП, а также Правительственной комиссии по административной реформе. Это обязывает все рабочие органы РСПП к ритмичной работе по подготовке консолидированной позиции.
РСПП налаживает систему мониторинга законодательства с целью отслеживания ситуации с регулированием, выявления слабых мест правоприменения. Такой мониторинг позволяет делать оценку возможного влияния, выявления избыточных ограничений, обязанностей и необоснованных расходов.
4. В заключении скажу, что РСПП очень ценит усилия Министерства по формированию благоприятного климата и видит в нем союзника, отстаивающего интересы предпринимателей и отечественной экономики в целом.
Мы в Российском союзе готовы всегда быть достойным партнером в этой работе по сбору информации, оценке, выработке оптимальных решений.